Сказал Всевышний Аллах:
وَالسَّارِقُ وَالسَّارِقَةُ فَاقْطَعُواْ أَيْدِيَهُمَا جَزَاء بِمَا كَسَبَا نَكَالاً مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ .38
(38) Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах - Могущественный, Мудрый.
(Сура Маида/Трапеза, аят 38)
Сказал Фахруддин ар-Рази (544-606 г.х./1150-1210 г.м.) в комментарии этого аята:
احتج المتكلمون بهذه الآية في أنه يجب على الأمة أن ينصبوا لأنفسهم إماماً معيناً والدليل عليه أنه تعالى أوجب بهذه الآية إقامة الحد على السراق والزناة ، فلا بدّ من شخص يكون مخاطباً بهذا الخطاب ، وأجمعت الأمة على أنه ليس لآحاد الرعية إقامة الحدود على الجناة ، بل أجمعوا على أنه لا يجوز إقامة الحدود على الأحرار الجناة إلا للإمام ، فلما كان هذا التكليف تكليفاً جازماً ولا يمكن الخروج عن عهدة هذا التكليف إلا عند وجود الإمام ، وما لا يتأتى الواجب إلا به ، وكان مقدوراً للمكلف ، فهو واجب ، فلزم القطع بوجوب نصب الإمام حينئذٍ
«Мутакаллимы взяли этот аят, как довод на то, что для Уммы является ваджибом назначить для себя имама. Доказательством тому является то, что Всевышний вменил в обязанность посредством этого аята, осуществление наказания ворам и прелюбодеям. И обязательно наличие того, к кому обращены эти аяты (о наказаниях). Умма единогласна в том, что индивиды не могут претворять над преступниками законы о наказании. Так же она единогласна в том, что только имам имеет право на претворение системы наказания над свободными людьми, которые являются преступниками. Поэтому необходимо наличие имама, так как это поручение категорично и нет другого способа снять с себя ответственность за претворение законов. Единственный, кто возьмет ее на себя - это имам. В связи с чем то, что необходимо для выполнения ваджиба - само становится ваджибом (при условии, что оно будет посильным для мукалляфа). Итак, избрание имама является причиной претворения закона об отрубании руки»
Источник: «ат-Тафсир аль-кабир»,
6/57.