Обязательность назначения халифа. Ибн Касир

May 13, 2014 05:27

Сказал Всевышний Аллах:

وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَنْ يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لا تَعْلَمُونَ

Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете».
(Сура Бакара, аят 30)
Сказал Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м) в комментарии этого аята:

وقد استدل القرطبي وغيره بهذه الآية على وجوب نصب الخليفة ليفصل بين الناس فيما يختلفون فيه، ويقطع تنازعهم، وينتصر لمظلومهم من ظالمهم، ويقيم الحدود، ويزجر عن تعاطي الفواحش، إلى غير ذلك من الأمور المهمة التي لا يمكن إقامتها إلا بالإمام، وما لا يتم الواجب إلا به فهو واجب
« Къуртуби и другие использовали этот аят как доказательство на обязательность избрания халифа, чтобы он разрешил разногласия, тяжбы, распри, возникшие между людьми, защитил угнетенного от притеснителя, претворил систему наказаний, удерживал от мерзостей. Также имам нужен для претворения других очень важных вещей, осуществление которых невозможно без него. Поэтому то, что необходимо для выполнения ваджиба - само становится ваджибом»

Источник: «Тафсир аль-Къур'ан аль-азым», 1/221.

Усуль-фикх, Ибн Касир, Халифат

Previous post Next post
Up