Святой путь
В ночь на 1 января 2004 года состоялась церемония «открытия врат» кафедрального собора, на которой было зачитано послание Папы Римского Иоанна Павла II. Празднование Года апостола Сантьяго уже давно не ограничивается границами Испании, и церемонию в Сантьяго транслировали по телевидению на весь мир, ее смотрели около 1,5 миллиарда зрителей. Этот праздник в христианском мире отмечается в те годы, когда день святого (25 июля) выпадает на воскресенье. Путь Святого Иакова занесен в список охраняемых памятников ЮНЕСКО, а 1985 года праздник входит в число признанных и поддерживаемых ООН как часть культурного достояния человечества.
Пауло Коэльо в 1986 году совершил паломничество по Пути Сантьяго и написал об этом книжку. В 1987 году дорога была объявлена Советом Европы первым Европейским культурным маршрутом. В предыдущий Год апостола Сантьяго (1999) к гробу святого пришли уже 9 миллионов человек со всех стран мира. Государственный Совет Испании, оценив по достоинству пиар Коэльо, с радостью наградил автора в июле 1999 года Золотой медалью Галиции. 13 ноября 2004 года в кафедральном соборе города Сантьяго-де-Компостела было совершено первое в истории православное богослужение. Следующий Год апостола будет в 2010 году.
Святое путешествие в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, Жан де Бриенн (король Иерусалима), святой Франциск Ассизский, фламандский художник Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II и миллионы безвестных паломников, которые шли по этому пути в течение тысячелетия. Причина такого почитания, которая дала городу прозвище «христианской Мекки» - величайшая реликвия Испании, мощи апостола Иакова, небесного покровителя страны. Добравшись до соборной площади Сантьяго-де-Компостела, верующие спешат обнять статую святого, сидящего в усталой позе с посохом в руках, словно он только что завершил паломничество к собственному праху. Затем счастливые паломники могут получить сертификат, скрепленный печатью местного епископа. Единственная неловкость - христиане верят, что Сантьяго ранее помогал им убивать неверных мавров. Посему во времена политкорректности в церквях обезглавленных мавров под копытами белого коня Святого Иакова стали лицемерно прикрывать от глаз прихожан и туристов. Мир, дружба, духовная жвачка. А в 2004 году статую Иакова решили и вовсе убрать с глаз долой, ибо, как заявил епископский совет, «
изображение убивающего мусульман христианского святого не соответствует новому духу Католической церкви».
В пять часов пополудни все прибывшие паломники собираются в соборе на специальную службу и возносят хвалу Господу за то, что Он дал им сил пройти весь путь до конца. Больше всего присутствующим запоминается ритуал, сопровождающийся весьма оригинальным способом курения благовоний с помощью специального серебряного сосуда метровой высоты. Внутри огромной курильницы тлеющие угли и ладан. Пять дюжих галисийских рыбаков начинают что есть силы раскачивать ее туда-сюда. Курильница со свистом пролетает над головами собравшихся, распространяя вокруг божественный аромат ладана. Зрелище производит впечатление, особенно когда эта увесистая штука набирает приличную скорость.
Зная теперь, что ладан является достаточно сильным психоактивным веществом, мы уже не удивимся тому, что надышавшись его дымом и расслабившись, рыбаки однажды, в 1622 году, не выдержали и уронили эту курильницу на головы паломников. Говорят, правда, что милостью Божию никто не пострадал. Чудеса Господни, не иначе.
Год святого апостола отмечается с 813 года, когда в Сантьяго-де-Компостела таинственно появились мощи святого. Христианская легенда утверждает, что некий монах-отшельник Пелагий (Пелайо) обнаружил некий ковчег, к которому его привела некая путеводная звезда. В ковчеге, к расстройству монаха, поживиться было нечем, кроме каких-то засохших костей. Пока монах разочарованно рассматривал кости в этой лодке, Святой Дух снизошел на него, и сообщил откровение об обретении мощей апостола Иакова, сына Зеведеева (по-испански Сантьяго), брата Иоанна, обезглавленного в Иерусалиме примерно так в 43-ем году (точнее Св. Дух запамятовал) по приказу Ирода Агриппы. В Галисию, как поведал Св. Дух, лодку доставили спецрейсом специально уполномоченные на это ангелы. Монах, понятное дело, был вне себя от радости, но, похоже, никто ему не поверил. Видимо, он так и умер в полном расстройстве, но не прошло и 80 лет, как в 896-99 годах король Альфонс III вспомнил о находке. Сообразив, что на этой байке можно порубить неплохой баблос, король издал указ о постройке на месте находки, прямо над мощами, которые там, видимо, так в лодке и лежали, небольшого собора. Само место было названо Компостела (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»).
Со временем Сантьяго-де-Компостела, святой город, стал заветной целью бесчисленных набожных паломников, стекавшихся сюда со всей Европы в средние века. Чтобы попасть в Испанию, паломники должны были пройти через Францию. Начинается путь во французских Пиренеях. Многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до святого места. Бизнес раскрутился не на шутку. На всех четырех путях во Франции и далее в Испании были специально построены дороги, возведены мосты и устроены приюты для ночлега. В течение Средних веков количество паломников, перемещавшихся по дорогам, ведущим в Компостелу, было колоссальным. Считается, что основные маршруты сформировались примерно в XI веке. «Дорога пилигримов к Сантьяго» протянулась более чем на 700 километров. В XII веке папа Каликст II ака Ги Бургундский серьезно пропиарил проект, даровав паломникам право на получение индульгенции, что поставило Компостелу на одну ступень с Иерусалимом и Римом. Самая ранняя версия «Гида для паломников» приписывается тому же папе Каликсту II. Эта книга входит в так называемый Codex Callixtinus, написанный примерно в 1130-1170 гг. Паломничество в Сантьяго-де-Компостела стало для христиан Запада вторым по значимости после паломничества в Святую Землю. Автор «Гида» посвящает целую главу смотрителям дороги Святого Иакова, а также особого упоминания удостаиваются странноприимные дома, которые «расположены там, где более всего это необходимо. Это священные места, Божьи дома, места восстановления сил для святых паломников, для отдыха от тягот пути, для излечения от болезней, для спасения от смерти, для защиты живых».
Вот на этих «Божьих домах» мы и остановимся, прервав слащавую туристическую лабуду. После прочтения доклада анестезиологов с медицинского симпозиума в Сантьяго в 2001 году становится ясно, что далеко не все паломники доходили до цели. Ибо это было довольно затруднительно сделать без ног.
Дорога Смерти
Паломничество - это путешествие к «святым местам», вызванное тем, что молитва здесь считается в ряде христианских церквей более действенной и быстрее доходит до Бога; еще блаженнейший Симеон, архиепископ Солунский так учил - на «намоленных местах», мол, «паломники дотрагивались как бы до неба, освящались молитвами, некогда там звучавшими». То есть, выражаясь эзотерическим новоязом, «инвольтировали к христианскому эгрегору». Поскольку паломники папским указом получали отпущение грехов, то и все болезни, насланные бесами, должны были их оставить. Так о чем же шли просить Господа паломники?
Нет, этим вопросом упомянутые мной анестезиологи не задавались. Они ставили перед собой другие задачи - узнать способы лечения эрготизма монахами больниц ордена св. Антония:
«В этом исследованием мы хотели достичь двух целей: узнать, как проблема эпидемий эрготизма решалась медицинской и хирургической практикой в средневековые времена, при помощи медицинских трав и с ампутацией некротических членов бродячими хирургами согласно контракту с больницей caminos (путь - исп.) (часть 1), а так же проследить отражение исторических событий в искусстве, живописи, как подтверждение медицинской истории (часть 2). Наша дальнейшая цель состояла в том, чтобы также узнать, какие типы болеутоляющих и обезболивающих методов обычно применялись в этих больницах».
Немецким врачам удалось частично определить примерный круг растений, использующихся для лечения. Естественно, они не забыли и мандрагору, нашли ее на картинах того же Босха, упоминают, что мандрагора использовалась как анестетик при операциях, отмечают, что ампутированная нога на «Искушении св. Антония» демонстрирует беспомощность св. Антония перед эрготизмом. Параллельно врачи задаются вопросом, являются ли апокалипсические картины Босха и Брейгеля отражением эффекта действия алкалоидов спорыньи, отмечая что «эта очень привлекательная гипотеза серьезно подтверждается сравнением клинических признаков опьянения спорыньей с массовыми галлюцинациями в древней греческой Элевсине после потребления психотропной смеси (aira) из Claviceps paspali, другого типа спорыньи, что позволяло людям проводить инициацию в Великой Мистерии Деметры». Некоторые приведенные в работе факты будут нам интересны.
Абстракт этой работы давно лежит в научных сетях:
«Паломники Пути святого Иакова к Сантьяго крайне часто становились смертельно больны и умирали от эрготизма (ignis sacer). Неинфекционная эпидемия из-за потребления ржаного хлеба, зараженного спорами грибка спорыньи, гуляла по всей Европе с 1090 года и вызывала опустошительный мор. Чтобы обеспечить поддержку и лечение, орден св. Антония основал приблизительно 200 монастырских больниц на всех четырех дорогах к Сантьяго. В этих центрах святотерапии, представляющих первую огромную, высокоспециализированную европейскую систему медицинской заботы, монахи отделяли больных паломников после тщательного диагностирования «огней святого Антония», давали им питание без спорыньи, травяные вина (с сосудорасширяющими и болеутоляющими травами) и применяли «бальзам антонитов», первую трансдермальную терапевтическую система (ТТС) в истории медицины. В очень практической манере благотворительности они заботились о ментальном и физическом восстановлении жертв эрготизма. К сожалению, их секретные рецепты были потеряны в конце средневековья. Поскольку монахам после 1130 года было запрещено выполнять хирургические операции, во многих монастырях работали цирюльники, которые осматривали открытые раны, пораженные конечности и ампутировали омертвевшие от гангрены ноги. Из-за отсутствия сведений в истории медицины, неизвестно, лечили ли другие осложнения, такие как расстройство сознания, судороги и токсические галлюцинации, также вызываемые конвульсивной формой эрготизма».1
Мы знаем также, что последние десятилетия XI века, когда развивалась Святая Дорога Иакова и когда произошел первый крестовый поход, как раз были первым глобальным всплеском охватившего Европу отравления спорыньей:
«Недоброкачественное питание становилось также причиной многих эпидемий, в частности дизентерии и страшной „огненной“ болезни или, как ее называли современники, „священного“ или „дьявольского“ огня, „огненной чумы“. Она охватила многие области Западной Европы в последние два десятилетия XI столетия и была связана (как это установили много позже - в XVII в.) с заражением зерновых, прежде всего ржи, спорыньей». (Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.)
Теперь полный сборник «Истории анестезиологии»2 тоже стал доступен в сети. Из него мы можем, кроме сетования авторов: «обнаружение рецептов и компонентов средневековых преператов - задача не легкая», узнать следующее, цитирую:
* «Около 857 года нашей эры летописец сообщил о новой эпидемии, ignis sacer (эрготизм) в монастыре Xanten на Рейне. Приблизительно в 1090 году монах Сигеберт из бенедиктинского монастыря в Жамблу в своей хронике писал о массе умирающих людей».
* «Эрготизм постепенно становился жестокой судьбой для всех европейских стран. Ожидание Судного Дня, страх вечного проклятия после смерти, позор перед Богом и глубокое желание спасения души вынудило много людей продолжать паломничества».
* «Большое опустошение из-за эрготизма не изводило Западную Европу ранее 1089 года, эпидемии были ограничены» (Франция, в основном)
* «Паломничество в Сантьяго обычно занимало два с половиной года».
* «Как следствие огромного, хотя точно неизвестного, числа паломников и путешественников, которые, возможно, составляли многие сотни тысяч, множество xenodochium (больниц) было основано в XI-XII столетиях».
* «В конце Средневековья на четырех дорогах к Сантьяго существовало приблизительно 200 больниц. Паломникам с проказой отказывалось в приеме. Эти высокоспециализированные больницы занимались исключительно эрготизмом».
* «Учитывая огромную популярность ордена, мы можем предположить, что лекарства и мази ..были не без некоторого эффекта восстановления от эрготизма».
* «Эти больницы были частью самой большой медицинской системы с сетью монастырей, общежитий, церквей и больниц (domus infirmariae), которая когда-либо существовала в Европе».
* «Расстояния между больницами были так коротки, что каждый паломник мог добраться до следующего убежища до наступления темноты».
* «После того, как церемонии приема были пройдены, монах предоставлял пациенту теплую пищу и кровать которая очень часто уже была занята двумя или тремя другими пациентами».
* «больной паломник приобретал право на пожизненное пребывание в больнице».
* «скоро (с 1247 года) орден Антония стал одним из самых успешных орденов в мире, распространившись по многим странам».
* «Около 1500 года нашей эры все европейские страны охвачены эпидемиями эрготизма».
* «травы и секретные рецепты ордена св. Антония были, к сожалению, потеряны в начале XVI-го столетия».
![](http://i165.photobucket.com/albums/u48/absentis_lj/ergot/leg_cut.jpg)
Ну и картинка от авторов:
«Также стоит отметить гравюру на дереве «Feldtbuch der Wundtartzney» из руководства для военных хирургов Ханса фон Джерсдорффа (Страсбург, 1517). Эта картина иллюстрирует ампутацию ноги, пораженной эрготизмом. Пациент сидит в кресле, в бессознательном состоянии скорее от боли, чем от анестезии, которая не применялась регулярно при «sserra-tura» (отпиливании) конечностей. Однако, очевидная глубокая сонливость женщины, кажется, указывает, что ей, возможно, все же дали некоторую анестезиологию перед усеченьем. У человека, стоящего справа, знак паломников в форме T на шее. Он уже потерял свою левую руку из-за огня св.Антония. Эта ужасная демонстрация кровавой профессии хирурга-цирюльника покажется более аутентичной, если мы узнаем, что Джерсдорфф сам выполнил больше 200 ампутаций в округе Страсбурга».
Ну, а как пишет Лео Мулен: «Монашеские ордена устраивали паломничества, потому что индивидуальное путешествие было в буквальном смысле невозможно. Отмечалось, что группы паломников достигали 700 и более человек. ...паломники часто заболевали... В аббатствах госпитальеров для них предусматривались кладбища». (Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы X-XV веков)
Итак, что мы имеет в сухом остатке:
Паломники, в большинстве своем, шли просить Господа об излечении от болезней, в основном, от «священного огня». Несмотря на очень большое по средневековым меркам количество больниц на дороге, в них все равно еле хватало мест, чтобы разместить всех страждущих, по трое-четверо на одной кровати. Отрубать пациентам ноги братья, якобы*, сами права не имели, а, скорее всего, просто не справлялись с потоком и нанимали бродячих цирюльников. Пациенты без ног доживали свой - очевидно, не долгий - век в монастыре, так как дальше, естественно, идти не могли (а часть, скорее всего, умирала прямо во время операции от травматического шока).
К самому разгару массовых эпидемий эрготизма по всей Европе рецепты мифического бальзама Антония вдруг теряются (во всех сотнях монастырей по всей Европе его вдруг одновременно дружно забывают, ага).
Загадочно выглядит и фраза «монахи давали им питание без спорыньи» на фоне того, что о вреде спорыньи никто толком не знал до XVIII века (или надо понимать «никто, кроме монахов»?). Впрочем, на тот момент спорыньи там де-факто, действительно, не было, ибо то исключение, которое меня смутило при попытке проверки одновременности появления христианства и ржи, здесь и сработало - в этих местах, как и в соседней Португалии, рожь вообще не выращивали века до XIII, этакий оазис посреди отравленной Европы (ее и сегодня там практически не выращивают). Зато лекарство - мандрагора - там как раз растет.
Также ясно, что большей частью все больницы антонитов, 200 из 369 (согласно Православной Энциклопедии3), были сосредоточены именно на дороге Св. Иакова. Это был эпицентр сбора калек (и будущих калек) со всей Европы. Дорога явилась инкубатором антонитов, там они развиваться и начали. «Медицинская деятельность братства, а также месторасположение госпиталя на пути паломников к Сантьяго-де-Компостела привели к стремительному распространению общин Антонитов» (Православная Энциклопедия3)
Такое впечатление, что «ловцы человеков» очень удачно расставили сети. Рыба поплыла сама. Оставляя рыбакам свои сбережения и готовые мумифицированные мощи.
* В семнадцатом веке, по крайней мере, братья во Франции легко рубили ноги и руки сами, забыв о запрете, к тому же считая это единственно возможным способом лечения, как следует из приводимого профессором Феррьер описания посещения монастыря антонитов бенедиктинцами:
«Два бенедиктинца посетили монастырь в 1639 году: „монахи милосердно повторно открыли свои больницы, долго стоявшие закрытыми, для несчастных, пораженных болезнью; с большим состраданием мы рассматривали двадцать из них, одни без ног, другие без рук, а некоторые без ног и рук, ибо эта болезнь может быть вылечена только отсечением членов, на которые она нападает вначале. Там был очень квалифицированный брат, который не упустил ничего. Он показал нам ноги и руки, отсеченные сто лет назад, которые были точно такими же как те, что он отсекает каждый день - то есть черные и полностью сухие“. Любой посетитель мог видеть мумифицировавшие члены, напоминающие сухой лес, выставленные на обозрение ex-voto в двери церкви аббатства».
(Histoire des peurs alimentaires Du Moyen Age a l’aube du XXeme siecle de Madeleine Ferrieres)
- 1. Nemes C.N. The medical and surgical treatment of the pilgrims of the Jacobean Roads in medieval times Part 1. The caminos and the role of St. Anthony's order in curing ergotism. International Congress Series, Volume 1242, December 2002 , pp. 31-42 (http://www.sciencedirect.com/)
- 2. The History of Anesthesia: Proceedings of the 5th International Symposium on the History of Anesthesia, Santiago, Spain 19-23 September 2001 Авторы: Jose Carlos Diz, A. Franco, D. R. Bacon, J. Rupreht, J. Alvarez. Издательство: Elsevier Health Sciences, 2002. ISBN 0444512934 (http://books.google.ru/books?id=TM-8NIDPowoC)
- 3. Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. (http://www.pravenc.ru/text/114042.html)