Цветок Мандрагора из могил расцветает
Над гробами зарытых возле виселиц черных,
Мертвый соками тленья Мандрагору питает -
И она расцветает в травах диких и сорных.
И. Бунин. Мандрагора, 1907 г.
В работе историка искусства Диксон1 отмечено присутствие на картинах Босха мандрагоры. По виду этих плодов можно утверждать почти со стопроцентной уверенностью, что многочисленные красные фрукты на картинах Босха - это мандрагора, главное лечебное и колдовское средство средневековья. Можно, конечно, высказаться осторожней - таинственный фрукт на картинах очень похож на мандрагору. Но практически нет сомнений, что это она и есть. И вот почему - связь мандрагоры со спорыньей была в то время очень плотной. Мистическая мандрагора, известная как «цветок ведьмы» или «цветок виселицы» - также сильный галлюциноген.
Обычно энциклопедии пишут, что корни мандрагоры часто напоминают человеческую фигуру, и «видимо, поэтому мандрагоре в древности приписывали магическую силу» (БЭС). Нет, не только поэтому. «Магическая сила» в мандрагоре присутствует вне зависимости от формы корня. Арабы называли эти плоды «яблоками дьявола» из-за вызываемых ими возбуждающих снов. В еврейском символизме мандрагора обладает волшебной силой и применяется при колдовстве. Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу мандрагоры и ее роль в зачатии плода: достаточно вспомнить библейское предание о мандрагоровых яблоках, которыми пользуются для зачатия Лия и Рахиль (Быт. 30:14-23). В Аравии было распространено поверье, что ночью мандрагора светится, в связи с чем ее называли «свечой дьявола».
Средневековая Европа была просто одержима мандрагорой. В средние века считали, что мандрагора растет только на могилах и местах казни. Корень мандрагоры даже в книгах XV века изображался в виде фигуры человека, поскольку считалось, что мандрагора произрастает из пролившегося семени повешенного. Недостатка виселиц в Европе тогда не наблюдалось, и сперма казненных оплодотворяла землю регулярно, что европейцы видели часто на многочисленных казнях - такова уж человеческая биология, как писал Гроф: «Хорошо известно также, что у мужчин, умирающих на виселице от удушья, как правило, наблюдается эрекция и даже семяизвержение»2. А из оплодотворенной земли, как Адам из глины, в корне мандрагоры заводился маленький человечек - альраун. Германское предание об альрауне появилось в средние века во время крестовых походов, и с тех пор в средневековом европейском фольклоре поселился маленький человечек, вроде гомункула, порождаемый корнем мандрагоры. Альраун - оборотень и способен, как и ведьмы, превращаться в кошку. Еще его называли мандрагор или адамова голова, поскольку считалось, что мандрагор «вылепляется» из той же самой земли из которой Бог слепил Адама3. Можно отметить, что под крестом Христа, тоже умершего от асфиксии (удушья), как и все распинаемые, на картинах, образах и крестах присутствует голова Адама, так и обозначаемая ГА. Православная традиция считает, что череп Адама под крестом символизирует победу над смертью. Но спекуляции на эту тему уведут нас слишком далеко, так что вернемся непосредственно к мандрагоре.
Казалось бы, мандрагора должна была расти кругом, куда не взглянешь, под каждой виселицей, но не тут-то было, она пряталась от людей под землю. Как описывал Ханс Хейнц Эверс в своем романе «Альрауне», который принес ему мировую славу: «Преступник, распятый обнаженным на кресте, теряет свое последнее семя в тот момент, когда у него ломается позвоночный столб. Это семя падает на землю и оплодотворяет ее: из нее вырастает альраун, маленький человечек, мужчина или женщина. Ночью отправлялись на поиски его. В полночь заступ опускался в землю под виселицей».
Но на самом деле в средневековом фольклоре и заступ не помогал найти корень-человечка, ибо самому выкапывать корень было нельзя, смельчак подвергался смертельной опасности. Чтобы вырвать корень, как считалось еще с древних времен, нужно было стать лицом к западу, склониться в направлении заходящего солнца, очертить место три раза ножом и молиться теллурическим силам, пытаясь уберечься от зловещих эманации. Лучше всего было привязать растение к хвосту черной собаки и заставить ее вырвать корень. При этом будто бы раздавался ужасный, непереносимый для человека, стон умирающей мандрагоры. Во избежание этого человек должен был залепить уши воском. Собака, вырвав корень и услышав крик мандрагоры, естественно, немедленно издыхала. Если же человек пытался вырвать мандрагору сам, то он, соответственно, погибал, или, в крайнем случае, сходил с ума, как нам поведал Шекспир в «Ромео и Джульетте»:
Кругом ужасный смрад, глухие стоны,
Похожие на стоны мандрагоры,
Когда ее с корнями вырывают, -
Тот звук ввергает смертного в безумье...
Раз самому добыть корень мандрагоры представлялось практически невозможным (кроме страшных поверий, хотя бы потому, что сколько с заступом под виселицей не бегай, но мандрагора растет по берегам Средиземного моря, много ее на Сицилии, а вовсе не в Германии или Нидерландах), то тут же появились торговцы, его предлагающие. Странствующие монахи наряжали эти корни в цветные лоскутки, как кукол, и продавали их отнюдь не дешево, за 50-60 талеров. Из-за высокой цены корни частенько пытались подделывать, выдавая за мандрагору другие корнеплоды, обработанные под фигурку. Считалось, что корень мандрагоры дает обладателю молодость, может привораживать возлюбленных, а также помогает от бесплодия, усиливает мужскую потенцию, приносит богатство и помогает разыскивать зарытые клады. В части богатства мнение было, очевидно, вполне справедливым - торговцы мандрагорой могли бы нам это, наверное, подтвердить.
Долгое время считалось, что мандрагора может сделать человека невидимым, за что ее любили воры как альтернативу свечкам из жира убитых младенцев (еще одного чудесного средства средних веков). В поверьях мандрагора также была плотно связана с нечистой силой, дьяволом и ведьмами. Думали, что с помощью мандрагоры колдуньи могут лишить человека красоты и рассудка, навести порчу, причинить вред. Позже мандрагору и стали называть «цветком ведьмы», и ведьмы действительно использовали ее в «ведьминых мазях» как сильнодействующий галлюциноген. Это растение часто упоминается в «колдовских» рецептах средневековья. Знаменитая своими видениями католическая святая Хильдегарда Бингенская в XII веке видела силу мандрагоры в сходстве корня с человечком, и именно «по причине этого сходства ее с человеком она легче поддается влиянию Дьявола и его козней, нежели другие растения». Одним из обвинений в колдовстве, которые суд предъявлял Жанне д’Арк, было то, что обладала корнем мандрагоры, который носила с собой.
В действительности «дьявол» скрывался в другом - мандрагора как представитель пасленовых содержит несколько ядовитых, но и психоактивных алкалоидов (атропин, гиосциамин, мандрагорин, скополамин), которые могут вызывать галлюцинации и глубокие изменения состояния сознания. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. Непоправимый вред, который может быть результатом употребления мандрагоры: потеря памяти, когнитивные нарушения.
Атропин и скополамин являются веществами, блокирующими ацетилхолиновые рецепторы в мозге. Хотя в низких дозах их используют в медицинских целях, в высоких дозах они обладают галлюциногенным эффектом. Их можно найти во многих растениях, произрастающих по всему миру, они имеют длительную историю употребления. Несколько - веков до н.э. растения, содержащие скополамин, употреблялись древними греками в процессе гадания в Дельфах. В средние века из них варили свои снадобья знахари. Такие растения как белладонна, мандрагора, белена, произрастающие в Европе, а также представители рода дурмана, произрастающие в Америке, едят из-за их галлюциногенных свойств. Хотя теперь эти вещества не употребляются знахарями, по-видимому, они продолжают входить в состав порошка, делающего из человека зомби на Гаити.4
Со временем, вероятно, после эмпирических наблюдений, восприятия мандрагоры в Европе претерпело изменение - она стала, наоборот, помогать от одержимости. Стали даже считать, что сок мандрагоры - лучшее средство от демонов и дьявола, если данные сущности вселились в человека. Это противоречие восприятия мандрагоры обычно остается незамеченным, но для нас оно интересно. Если мы знаем, что под действием спорыньи «дьявол» вселялся в человека - ведь все болезни от бесов - то могла ли помогать от такой «одержимости» мандрагора? Могла ли она затушить огонь святого Антония? Да, она могла помогать от физических страданий при отравлении спорыньей. Малоизвестно, но именно мандрагора служила средством борьбы с эрготизмом. Этим, в основном, и можно объяснить ее популярность в Европе в средние века.
Диксон пишет, что для лечения огня св. Антония тогда применялось лекарство, включающее 2/3 смертельной дозы (50-200 мг) мандрагоры, сильного наркотика и обезболивающего средства, которое также имеет сосудорасширяющие свойства. Алкалоиды содержатся и в плодах, и корне мандрагоры. Вино мандрагоры использовалось, чтобы облегчить симптомы святого огня, а также подготовить пациентов к операции. И это, фактически, срабатывало хорошо. Но проблема с мандрагорой как раз состояла в том, что она является галлюциногеном, столь же сильным, как спорынья. Получается, что уже галлюцинирующим пациентам давали еще больше галлюциногена1.
Более чем вероятно, что мандрагора и есть то таинственное снадобье, которое якобы использовали антониты для борьбы с огнем св. Антония, и состав которого считается утерянным. Надо заметить, что другие священники, возможно, этого не знали или, что скорее, хранили тайну и боролись с распространением знания, как в Греции преследовались несанкционированное владение снадобьем элевсинских мистерий. По крайней мере Хейзинга пишет о борьбе проповедников с мандрагорой, хотя, конечно, в этом случае мог быть и стандартный «ведьмин» аспект.
«Вне жуткой сферы преследований ведьм Церковь боролась с суевериями, прибегая к средствам целительным и умеренным. Проповедник брат Ришар велит своим слушателям принести и сжечь „madagoires“ (корни мандрагоры, альраунов)»5
Применение мандрагоры против «святого огня» было вполне оправдано для физического аспекта ее действия, ибо настой мандрагоры, действительно, оказывает сосудорасширяющее действие, противоположенное действию алкалоидов спорыньи. Но с галлюциногенными свойствами ситуация складывалась точно наоборот. Тут вместо выбивания клина клином или лечения подобного подобным, как, возможно, считали средневековые «гомеопаты», происходило многократное увеличение галлюциногенных эффектов спорыньи, хотя сама по себе в малых дозах мандрагора иногда могла уменьшать страх и депрессии. В большой, наоборот, увеличивала. Надо отметить, что в сегодняшней Голландии, где по-прежнему продаются галлюциногенные грибы, на их упаковках или в прилагаемых руководствах обязательно прописано, что их нельзя потреблять вместе даже с относительно слабой марихуаной. А уж прием грибов вместе с алкоголем - это просто ночной кошмар любителя трипов. Здесь же на эргоалкалоиды накладывалось вино из мандрагоры. Также известно, что синергизм с даже марихуаной многократно повышает возможность возникновения флэшбэков, то есть спонтанно возникающих галлюцинаторных состояний даже при отсутствии непосредственно галлюциногена.
- 1. Dixon, L.S., Bosch's 'St. Anthony Triptych - An Apothecary's Apotheosis. Art Journal, Vol. 44, No. 2, Summer 1984, pp.119-131
- 2. Станислав Гроф. Психология будущего. М.: АСТ, 2001.
- 3. G. Elliot Smith. Evolution of the Dragon, 1919.
- 4. Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.
- 5. Й. Хейзинга. Осень Средневековья. Серия «Памятники исторической мысли», М.: «Наука», 1988.
PS/
Надо заметить, что я никак не ожидал найти в сети описание последствий приема мандрагоры. Я полагал, что, знание о ядовитости растения отпугнет любопытных. Но нет, я был не прав. Ибо издревле земля русская славится... славится земля... (тут я запнулся, пытаясь подобрать необидное определение...) Ну, пусть будет так - Личностями с Пытливым Умом. Вот стенограмма магнитофонной пленки:
Опыт принятия корня мандрагоры (трип-репорт про мандрагору)
Маленький кусочек диктофонной пленки записанной во время мандрагора-трипа (участники EM, Ян):
ЕМ - вот черт, становиться жарко.
Ян - ну, все как в прошлый раз.
ЕМ - ага. Не, не могу, пора футболочку снимать.
Ян - рожа у тебя красная.
ЕМ - да пошел ты!
[Смех]
ЕМ- слушай, Ян, тебе не кажется что горелым пахнет?
Ян - все в норме.
ЕМ - [в голосе растущее беспокойство] Ян, где ты? Я не вижу тебя, перед глазами муть. Ян, гнида - кончай эти игры. Где ты?
Ян - Да тут я, тут. Успокойся, сядь. Дыши. Ты меня слышишь? На меня посмотри, посмотри на меня…
ЕМ - Ян, не молчи. Ян - пожар. Точняк, горим. Уходим. Где ключ от двери. Ты где? Урод, ты меня закрыл, я сгорю тут.
Ян - тихо, тихо. Воды хочешь? Упокойся. Я буду говорить, слушай мой голос. Хватайся за мой голос. Слушай только меня.
[По словам Яна, в это время я бегал по комнате с закрытыми глазами, бился об дверь, и орал в полный голос]
ЕМ - Все, пошли вы все! Уроды. Ненавижу. Как же жарко. Ян, сволочь, выпусти меня отсюда. Ну давай, [всхлипывания], давай гад.
Ян - расскажи что ты видишь? расскажи что ты видишь? расскажи что ты видишь? расскажи что ты видишь? расскажи что ты видишь?
ЕМ - [в голосе отчетливо сквозит истерия] Огонь. Повсюду огонь. ААААААА. Огонь.
Ян - огонь где? Где ты по отношению к огню?
ЕМ - Везде, везде огонь. Жарко. Огонь на стенах, везде. Везде.
Ян - Где ты по отношению к огню? Я буду говорить, слушай мой голос. Где ты по отношению к огню?
ЕМ - Я не знаю, тут жарко. Тут огонь. Огонь. [крик]
ЕМ - змеи, откуда здесь змеи, пошли прочь. Уберите их ...
Ян - Где змеи? Ты не боишься змей.
ЕМ - Они из ОГНЯ. [крик] Убирайтесь. [крик]
[по словам Яна тут со мной случилось что то типа эпилептического припадка, в течение которого я выкрикивал «огонь» и некие нечленораздельные звуки вместе с хрипами и шипением. Он продолжался минуты 3, сопровождался судорогами и конвульсиями. И завершился. Полнейшим успокоением.]
Как Вы понимаете, тут маленький кусочек трипа, который был настоящим помешательством.
http://www.m-pab.ru/holinolitiki-ciklodol-taren-durman-mandragora-narkotiki.html Мандрагора, кстати, это почти всегда «бэд трип». Теперь наложим это на не менее впечатляющие глюки от спорыньи. Не сомневаюсь, что окружающая «действительность» очень бы понравилась моим любимым «романтикам прошлого». А вы хотели бы пожить в то время?
PS2 Кстати, если когда-нибудь изобретете машину времени и попадете в гости к Босху, то не забудьте рюкзачок - в нем вам будет удобно носить отвалившиеся от спорыньи руки, ноги и носы.
Ибо еще один аспект, связанный с отпавшими от гангрены членами, также отмечен в работе Диксон: «Хранение отпавшего члена (чтобы быть уверенным, что он соединится с владельцем при Воскрешении) было обычным во времена Босха»