Урок второй

Oct 30, 2008 17:26

Вместо эпиграфа:

113
Зырянин

14-5-2003 10:59

Вопрос о том, имеет ли Причащение религиозные и культурные корни в ритуальном каннибализме, поднимался еще с первых веков по Р.Х. (оппонентами христианства, языческими авторами). И для того, чтобы на него ответить научно-содержательно, а не по-обывательски - глубокое знание традиции монотеистического богослужения просто-напросто необходимо. И те авторы, которые таким знанием обладают (тот же Мирча Элиаде) - нигде не пишут чушь про "ритуальное людоедство христиан".

(from Изба-Дебатня. Атеистический форум. Тема №729, форматирование сохранено)

***
Отец Ферапонт навытяжку стоял перед руководителем Катехизаторского отдела Епархиального управления иереем Дионисием.
- Да, жалуются, - продолжал выговаривать Дионисий. - Говорят, например, ты слишком много детям об ослах рассказываешь...
- Ну а как же без ослов, это же всегда была наша святыня, - растерялся отец Ферапонт. - Ведь и Господь наш на осляти через врата въехал в Иерусалим, дабы пророчество...

- «На осляти пророчество исполняти», - перекривился Дионисий. - Как скучно звучит. Ты же детям преподаешь, им трудно сосредоточится, им нужно рассказывать что-то забавное, что их заинтересует. То, что им наверняка запомнится. Как это они говорят, прикольное. Но тут главное не переборщить в занимательности. А то с тебя станется им еще рассказать, что ранние христиане поклонялись ослиной голове и про распятого на кресте человека-осла с Палатинского холма. Тут грамотно надо действовать. Вот даже о тех же ослах - посмотри как наш диакон Кураев правильно пишет… Иерей подошел к шкафу, взял с полки книгу «Дары и анафемы», открыл и зачитал: «Христос въехал в Святой град на ослике… И на Руси в Вербное воскресенье Патриарха, на тот момент являвшего собою образ Христа, ввозили в Кремль… Вот только ослов на Руси не водилось. Но выход из положения нашли: лошади (ведомой под уздцы царем), на которой ехал Патриарх, привязывали ослиные уши…». - Вот! Чувствуешь перо профессионала? Это забавно, и дети запомнят. Они же прекрасно знают присказку «от мертвого осла уши», и теперь при любом упоминании осла они будут сразу вспоминать Господа нашего. А как иначе мы сможем спасти их души, если не завлечем их? Какие тогда из нас ловцы человеков?

Отец Ферапонт подавленно молчал. Дионисий подошел к шкафу, взял несколько книг и протянул Ферапонту.

- Знаю, что ты кроме псалтыря ничего не читаешь. Но надо развиваться, читать известных религиоведов, таких как Мирча Элиаде, на уровне надо быть, понимаешь? А иначе всякие сладкоязычные Свидетели Иеговы детям покажутся привлекательней. И вот еще что - до тех пор, пока не прочитаешь, будешь преподавать только в самых младших классах. Как раз вчера отец Феофан уехал на съезд миссионеров, его класс пока и возьмешь. Он преподаватель опытный, воспитывать детей в духе православного благочестия умеет хорошо, проблем у тебя возникнуть не должно. Иди, урок через два часа. С Богом!

Ферапонт взял книги, перекрестился и неспешным шагом пошел в школу.

***
Отец Ферапонт вошел в класс ровно со звонком. Дети сидели смирно, опустив глаза. Чувствовалось, что Основы Культуры* им уже хорошо преподал опытный священник. Ферапонт неспешно прошествовал к учительскому столу и, как обычно, торжественно возложил на него Библию.

- Дети мои, - густым голосом вопросил отец Ферапонт. - О чем на последнем уроке говорил вам батюшка Феофан?
Девочка в платочке с первой парты подняла руку.
- Молви, дочь моя, - благодушно разрешил отец Ферапонт.
- На последнем уроке мы изучали Православную Азбуку, и батюшка Феофан наказал нам выучить каждому по своей букве о самом Главном в Церкви...
- Вот как! - обрадовался отец Ферапонт. - Ну что ж, дочь моя, ты и рассказывай первой.
- Буква Е, - благочестиво потупив взор, молвила отроковица и зачитала стихотворение:

Е - Евхаристия - это великая тайна!
Совершается в храме она не случайно:
Сам Господь заповедовал нам причащаться
Его Тела и Крови Святой приобщаться:
Чтобы в нас был Христос, и мы в нем прибывали,
Чтоб избавил Он нас от грехов и печали,
Чтобы светом Его наши души святились,
Нужно, чтобы достойно мы все причастились!
©


- Так-так, - обрадовался отец Ферапонт. - А вот теперь ты, сын мой.
Батюшка ткнул толстым пальцем в краснощекого ученика с последней парты.
- Буква Л, - без запинки ответствовал тот и зачитал:

Л - Литургия
В ней - самих Небес шаги, и
Благодатный Божий Свет.
Знай: важнее Литургии
Ничего на свете нет!
© «Тихоновский Благовест»

Отец Ферапонт потер руки от удовольствия и указал на рассеяно смотрящую перед собой отроковицу с пятой парты. Она казалась старше остальных детей - явно второгодница. Батюшке почему-то показалось, что она не справится с ответом. Девочка, робея, встала.
- Как зовут тебя, дитя, и какую букву приготовила ты нам? - благодушно промурлыкал батюшка.
- Раба Божия Машенька, буква П, - запинаясь и краснея тихо проговорила девочка, но стишок рассказала довольно быстро:

П - Причастие - есть хлеб с вином
В священной чудной Чаше.
Зовется Таинством оно.
В нем жизнь, спасенье наше.
© Русская Православная азбука

Отец Ферапонт взволновано ходил по классу, машинально гладя живот и причмокивая. Дети продолжали радовать знанием всех букв алфавита. Карапуз со второй парты рассказал про букву С:

С - Святое Причащение
Бог, под видом вина и хлеба,
Сходит на Литургии с Неба.
К Чаше идя, будь к себе очень строг:
Через мгновенье
Войдет в тебя - Бог!
© Православная азбука. Маленькие читатели, специально для вас детский писатель Евгений САНИН написал «Православную азбуку». Читайте и умнейте.

А болезненного вида дохлятик из самого угла класса звонким голосом продекламировал про букву Ч:

Ч - Чаша с Божьими Дарами.
Песнопение плывет.
Всё ликует в Божьем храме -
Причащается народ!
© Русская Православная азбука

- Хорошо, хорошо, - довольно пропел отец Ферапонт, - хоть и негоже вас хвалить, овечки мои, дабы не впадали вы во грех гордыни, но... Одно должен вам я еще сказать о нашем Великом Таинстве... Даже не старайтесь понять, что за ним стоит, ибо это непознаваемо слабому уму человеческому. Ведь не зря Тайны Христовы в Православии называют еще Страшными, указывая на недоступность понимания этой Тайны человеку и его трепет перед ней!

За этот урок дети успели назвать почти все буквы. Батюшка даже вошел в азарт и старался угадывать. Он правильно догадался, что на букву Д будут «Дары Святые», на букву Я - старое «Ядите тело мое», а на букву К - «Копие разрежет жертву». Поскольку учеников было больше, чем букв в алфавите, некоторые буквы повторялись по два раза. Единственной буквой, которую Ферапонт не угадал, была С. Оказалось - «Срачица». А Ферапонт думал, что будет «Сладчайший Иисусе». Но зато батюшка сразу догадался, что на букву А будет «Агнец закланный на обедне». А вот про вторую А отец Ферапонт дослушать не успел - раб Божий Петенька только начал «Апостолы очень любили Его..», как урок кончился.

Прозвенел звонок, и дети, крестясь, степенно вышли из класса.
Только рабы Божие Васенька и Вовочка не успели ответить про буквы Ж и Х. Но, наверняка, это были «Жертва» и «Христос».

Давно детишки не радовали так отца Ферапонта. В блаженном состоянии, со слезами умиления, возвращался батюшка домой, вспоминая этих нежных Божиих овечек. Да, умеет отец Феофан воспитывать послушных и богоугодных детишек. Прав Дионисий, учиться надо такому искусству. Приехав домой, отец Ферапонт помолился, взял книгу, рекомендованную Дионисием, и принялся за познавательное чтение Элиаде:

- Когда понимаешь логику и даже благородство, красоту мифологии, да и теологии, лежащих в основе каннибализма... когда понимаешь, что речь идет не о звериных повадках, а о человеческом действе, что человек, в своем качестве существа, свободного принимать решения, решил убивать и поедать ближнего своего, - так вот, тогда твой дух невольно подвергается искушению огромной свободы, которая открывается перед ним: выходит, можно убивать и быть каннибалом, не теряя “человеческого достоинства”.
- Слушая вас, я подумал о Пазолини, о том, как навязчиво в его творчестве присутствует мотив каннибальского пиршества. Пиршества, которое в его “Свинарнике” означает Тайную вечерю...
- Пазолини преследовала мысль о вырождении человека - не до животного уровня, но до другого уровня культуры. Каннибализм - вещь бессмысленная, если он не носит ритуального характера, если не принадлежит к общественным установлениям. К тому же христианин, который размышляет о святых тайнах, естественно приходит к мысли, что он тоже каннибал.

© Мирча Элиаде. Испытание лабиринтом. Беседы с Клодом-Анри Роке.
прим.
* «Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения назвать курс „Основы православной культуры“, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений...» Письмо Патриарха Алексия II N 5925 от 9 декабря 1999 г.

ОПК, отец Ферапонт, рассказики

Previous post Next post
Up