Лука Рем и все-все-все

Feb 13, 2008 09:20

Мне вот что еще пока не понятно - почему культ Прекрасного Средневековья™ в Европе живет именно и только в России? Сами европейцы прекрасно знают, что у них было, и давно уже сделали выводы из этого, качнув маятник в обратную сторону. Спорят там с плачевным состоянием гигиены средневеково-ренессансной Европы почти исключительно только христиане - католики, поскольку большинство шишек на них и падает при таком раскладе. Но с этим феноменом мы попозже разберемся. А пока оценим аргументированность очередной статьи в защиту ПС™.

Здесь, в очередной раз, earving дает ссылку на свою статью о том, как в Европе все было хорошо на самом деле и пишет по поводу моей статейки о Европе:

"..где оно взяло такую информацию?
ржу пацталом)))
в моду войдут ходули... - ыыыыыыыыыыыы:))))
Дальше тупо устала читать эту чушь:)
© earving

Ну что ж, красная тряпка зафиксирована, разбег пошел;-)

* только отвлекусь на секунду насчет ходуль - «население Ланды, гасконцы, живет в бедных разбросанных хуторах и переправляется через Ланды на высоких ходулях» (http://www.studentencyclopedia.ru/text/937.htm). Так чем именно должен был экипироваться храбрый гасконец д'Артаньян, чтобы дойти до Парижа; ну кроме шляпы, конечно?:-))*

У earving действительно хорошая статья - она наглядно показывает, как призрак Прекрасного Средневековья выводится из ...комиксов и анекдотов. Начинается статья бескомпромиссно:

"Ныне у малосведущих людей сложилось стойкое убеждение, что люди в Средневековье не мылись вообще или мылись очень редко. Это абсолютная не правда".

Отметим, что в первой фразе только две ошибки. Исправим их:

"Ныне у малосведущих людей сложилось стойкое убеждение, что люди в Средневековье не мылись вообще или мылись очень редко. Это абсолютная не правда".

А вот со последующим текстом - прямо беда... Легким вычеркиванием тут не обойдешься.

"Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:
"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.
Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux".

Нет такой статьи "Истории частной жизни" у Жоржа Дюби. Но существует пятитомное собрание «История частной жизни» под общей редакцией Ф. Ариеса и Ж. Дюби. Речь, вероятно, идет о третьем томе этого пятитомного собрания, который посвящен описанию частной жизни в Европе на протяжении трех веков от Ренессанса до Просвещения.
Чтобы понять, о чем там конкретно написано, и что такое эти таинственные fabliaux, я приведу эту цитату без выдергиваний, вставив фразу, "случайно" пропущенную earving, по ее же источнику (5)

"Вода текла в изобилии в развлекательной литературе - по телу странствующего рыцаря, которого всегда вытирали, расчесывали, и за которым ухаживали всякий раз дочери хозяина дома, где он останавливался на ночь, и по нагим телам фей в фонтанах и паровых ваннах. Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux".

То есть все эти омовения происходили не в реальности, а в сексуально-эротических фантазиях бродячих комиков и менестрелей, которые и писали эти анонимные побасенки - fabliaux, популярные в северо-восточной Франции 13-го столетия. Впрочем, как БСЕ и пишет: "Основной признак фаблио - комизм ситуации". Действительно, моющийся рыцарь - это уже достаточный повод для смеха:-)

Далее, не возражая на то, что "купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными" и на то, что "смешанному купанию препятствовала Церковь", мы подходим к нашему вездесущему Лукасу Рему, кочующему из одной статьи в другую. На него все любители средневековья ссылаться очень любят.

"Другой вопрос, как часто люди купались.
Shahan говорит, " В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику" (p. 291-292)."

Этот текст принадлежит не некому непонятному Шахану, как указано у earving, а написан в начале прошлого века американским церковным католическим историком, епископом Томасом Джозефом Шананом. Попробуем проверить это утверждение профессора церковной истории. Учтем при этом, что своей задачей епископ ставит именно оправдание католической церкви от обвинений в способствовании упадку гигиены. Вот кредо св. Отца, с которыми он бросается в бой:

"Самая глупая клевета о манерах Католического Средневековья - это то, что купание запрещалось, что купались редко и т.п." (Томас Дж. Шанан, "Средневековье: Эскизы и Фрагменты").

Итак, епископ рекомендует нам обратить внимание на сведения о частом купании некоего Лукаса Рема для доказательства «популярности использования ванн в Германии». Что ж, посмотрим.
САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ КУПАЛЬЩИК В ГЕРМАНИИ - ЛУКАС РЕМ

Действительно, упомянутый дневник Рема существует (Tagebuch des Lucas Rem, 1). Впрочем, догадываюсь, что имя Лукаса Рема мало кому что скажет. Даже о его родственнике, малоизвестном хронисте из Аугсбурга Вильгельме Реме (Wilhelm Rem), вряд ли кто-нибудь слышал. Между тем, раз Лукас принадлежал к известному семейству Ремов в Аугсбурге, то проверить столь странные данные о его частом мытье представляется вполне возможным. Тем паче, что работал Лукас на известное торговое общество, основанное в Аугсбурге еще в 1420 году - корпорацию Велзер (Welser). История столь известной будущей трансатлантической корпорации неплохо задокументирована.

Правда, еще до разбора полетов, простая логика должна была бы подсказать законный вопрос - а с чего бы это именно такие даты записаны в дневнике, сколько же раз мылся наш герой -до и -после того? Вот если бы он написал: "Какой ужас, я НЕ мылся уже две недели" - то нам было бы понятно, что в остальное время мылся часто. А тут все наоборот. Что было в таких купания столь необычного, что заставило Лукаса занести этот странный двухнедельный эпизод своей жизни в дневник? Такой вопрос с необходимостью приводит нас к вопросу следующему - а где именно находился Лукас Рем в этот знаменательный момент своей жизни?

Ответ прост. Наш герой был заядлым путешественником. Не то, чтобы совсем по своей воле он мотался по свету, но работа требовала от Лукаса «длинные деловые поездки в чужие страны» (2). То он в Лиссабоне, то Сарагосе, то на Канарах, то на Мадейре... В Германии он к тому времени не жил уже почти десять лет. А вот в интересующем нас 1511 году (про который и написано в дневнике) он едет из Антверпена, чтобы проверить рынки в Мидделбурге, Бергене, Брюгге, Брюсселе, Мехелене, и Лувене (3)

Так что загадочное мытье объясняется очень просто - отмывали немца в скандинавских банях, что он от необычности и охреневания от такой процедуры в дневник и занес.

(1) B. Greiff, ed. Tagebuch des Lucas Rem aus den Jahren 1494-1541. (Augsburg: Hartmann’schen, 1861).

(2) Carla Kramer-Schlette. Historische Studien. Vier augsburger Chronisten der Reformationszeit.

(3) "In 1511, he left Antwerp to visit the important markets of the area including Middelburg, Bergen, Bruges, Brussels, Mechelen, and Leuven". (XIV International Economic History Congress, Helsinki 2006, Session 110 Merchants and International Trade Networks in the Sixteenth Century. Donald J. Harreld. Brigham Young University. www.helsinki.fi/iehc2006/papers3/Harreld.pdf)

Так что, как выражается earving: "Дальше тупо устала читать эту чушь:)"

У меня, правда, есть еще силы посмотреть картинки к статье:-) Но это следующим постом.

прекрасное средневековье

Previous post Next post
Up