Баня Дюрера

May 07, 2017 15:57

Прислали какую-то ссылку на очередную статью про гигиену. Я на них уже давно не реагирую (ну сколько можно глумиться? постебались, и хватит). Но ссылка была с гравюрой Дюрера. Той самой, с которой Успокоитель свои «разгромные» статьи начинал «вот, видите, моются же!». Аннотация к гравюре была соответствующая ( Read more... )

наброс, искусство

Leave a comment

Comments 29

va_tar77 May 7 2017, 09:57:08 UTC
Ура, Вы вернулись в ЖЖ)))

Reply

absentis May 7 2017, 10:25:39 UTC
Ну, я формально и не уходил. По крайней мере на время дождей;)

ps. Смотрю вот на гравюру и думаю: может, я погорячился с тем, что трактовать изображения совсем уж бесполезно? Вот есть же тут, например, у одного из братьев скребок в руке. Такой же, как на другой гравюре Дюрера "Конюх". Ну, там-то понятно - лошадь так и моют. А здесь сей атрибут бани не может ли нам намекать на частоту их посещений? Какой она должна была быть, чтобы скребок понадобился? Неужто как в старом анекдоте про католиков: "вот один слой грязи, вот второй, а вот и твоя рубашка, которую ты пять лет назад потерял!":)

Reply


nil_0 May 7 2017, 10:19:11 UTC
Чтобы баню закрыть, надо чтобы было, что закрывать. Так что получается, что до закрытия бани кто-то в ней мылся, а потом перестали.
А вообще странны обе позиции: средневековые люди (не)мылись. В какие-то периоды мылись, а в какие-то - нет.

Reply

absentis May 7 2017, 11:01:45 UTC
Конечно, были. Их начали закрывать как раз в это время (проституток из бань пытались выгнать раньше лет на десять, в Бреслау, например) Тем забавней наблюдать за теми, кто пытается это доказывать невалидными доказательствами. Потому что им хочется показать, что не просто были (не так уж много на население), а было их море разливанное за каждым углом, и для всего народа, и ходили туда каждый день всем городом. Какой-то христианский дуализм - либо белое, либо черное.

Reply


craftwr May 7 2017, 10:26:27 UTC
Хохмач, однако.

Reply

absentis May 7 2017, 11:59:19 UTC
Приколист, типа. К тому же там могли быть и местные локальные примочки, которых мы и не поймет. Художники - они такие)

Reply

craftwr May 7 2017, 12:31:12 UTC
Скорее всего местная хохма, которую никто кроме местных и не знал, а художник и забацал для большего эффекта.

Reply


pyka_npu3paka May 7 2017, 11:14:49 UTC
мылись они, но в этот период в основном дома в тазиках, а гравюра высмеивает разврат в банях

Reply

absentis May 7 2017, 11:57:20 UTC
То есть одобряет запрет ( ... )

Reply

pyka_npu3paka May 7 2017, 12:10:51 UTC
да, скорее всего одобряет - это период зарождения реформации и пуританизма в Европе, в том числе в Германии. Бани считались рассадником греха, чем-то вроде публичного дома. Так что гравюра скорее всего просто карикатура, основанная на сплетнях и намеках об известных в то время "петухах"

Reply

absentis May 7 2017, 12:30:46 UTC
Ну, не знаю.. "антигреховная" гравюра врядли бы понравилась "много смеялись" Пиркхаймеру, который (после смерти молодой жены) из этих бань - публичных домов и не вылезал, об этом много записей сохранилось. Если бы вот Дюрер был его женой - тогда бы понятно, что одобрял закрытие бань. А так сомневаюсь я)

Reply


russ_79 May 7 2017, 15:24:44 UTC
блестящий анализ, спасибо!
вы - настоящий интеллектуал ЖЖ.
продажный шизофреник и фрик Галковский - нервно курит в сторонке.

Reply

absentis May 7 2017, 16:37:43 UTC
Ну, я все-таки пытался своим анализом показать относительную бессмысленность любых анализов (в том числе и своего:) По крайней мере, разборов, оторванных от контекста (в конкретном случае наличие эдикта - если нас не подводят с датировками как его, так и гравюры - должно, конечно, основание для изменения обычных трактовок - но далее, опять же, можно только фантазировать). То есть, к примеру, упомянутую вскользь гравюру Дюрера "Сифилитик" мы можем рассматривать как отражение представлений того времени о болезни и ее симптомах, то есть как что-то более-менее реальное - поскольку известен контекст: гравюра делалась для врача Ульсениуса, трактат был напечатан, это первая известная печатная работа по сифилису (с астрологическими отсылками - ну, уж такая была медицина) А интерпретация любых "неконтекстных" картин - обычно более свободная фантазия искусствоведов, чем анализ. О "доказательствах картинкой" как таковой я уж промолчу)

Reply

absentis May 8 2017, 09:56:00 UTC
Ну, чего-ж тут странного) Забавно, что он картинки использует исключительно псевдоиллюстративно для "оживляжа" поста вообще без привязки к тексту и не пытается ими ничего доказать (и это правильно).

А то, что даже эта тема стала из, собственно, просто "забавного прикола" (как воспринималась всего дюжину лет назад) поводом для срача уже не "романтиков", а всех со всеми - это характерный знак эпохи, когда мозги пытаются превратить в фарш всем. Тут не старое наивное "разделяй и властвуй", а "используй мясорубку". Это интересно наблюдать со стороны. Хотя и несколько тревожно.

Reply


Leave a comment

Up