Баня Дюрера

May 07, 2017 15:57

Прислали какую-то ссылку на очередную статью про гигиену. Я на них уже давно не реагирую (ну сколько можно глумиться? постебались, и хватит). Но ссылка была с гравюрой Дюрера. Той самой, с которой Успокоитель свои «разгромные» статьи начинал «вот, видите, моются же!». Аннотация к гравюре была соответствующая.
На улице дождь, идти никуда не хочется, и я решил, что пора по старой памяти чего-нибудь набросить;)


(ссылка на большую картинку)

Альбрехт Дюрер - Мужская баня баня, 1496-97. На великолепной гравюре Альбрехта Дюрера «Мужская баня» изображена компания мужчин с пивом у открытого бассейна под деревянным навесом, гравюра относятся к тому самому времени, в которое, по заверениям некоторых наших сограждан, «Европа не мылась».
© Российские интернеты

Все-таки романтики неисправимы... А кто на гравюре моется? Конечно, «к тому самому времени» НЕ мылись. И не могли мыться. Именно это у Дюрера и изображено.


Вообще, картинками реальность нельзя доказывать никогда, по определению. Их можно разве что сопоставлять с известными фактами и событиями. Все остальное - игры искусствоведов. Им фантазировать прикольно, пускай развлекаются, переводят свою парейдолию в апперцепцию. Можно, конечно, с определенной вероятностью вычислить, кто именно изображен на гравюре, и затем спорить десятилетиями, кто же из изображенных сам Дюрер: флейтист или чувак, облокотившийся на кран с петушком, или вон тот, за забором? Или тут вообще три Дюрера? Разобрать, кто из друзей Дюрера изображен на гравюре. Вычислить братьев Паумгартнеров - богачей из известной патрицианской семьи и старину Пиркхаймера. Их-то как раз можно узнать более достоверно - первые люди города, как никак, элита (это, кстати, к вопросу о «народной» бане). Поискать Вольгемута среди Дюреров. Уйти в астрал и считать изображенных «воплощением четырех темпераментов». А потом приглядеться и прозреть: батюшки, да вся эта картинка ни что иное как гей-порно! Именно так решила автор книги Crimes in the Art: The Secret Cipher of Albrecht Dürer Элизабет Гарнер: тут же и тоска во взгляде, и цветок в руке, сексуальные позы, петушок, говорящий узел на гульфике и другие символы. «Почему власти, городской Совет, вообще разрешили Дюреру опубликовать этот рисунок богатых и знаменитых людей Нюрнберга по существу голыми?» - переживает Гарнер и выражает сожаление за сестру и мать художника, которым этим гей-порно приходилось торговать на ярмарках (Sex in the Nuremberg Bathhouse http://www.albrechtdurerblog.com/sex-in-the-nuremberg-bathhouse/)

Вот более вдумчивый и приличный взгляд:
Изображение, по видимости, носит оттенок иронический и эротический одновременно. Обратим внимание на одну деталь. Слева, опираясь на умывальник, стоит некто (назовем его для удобства Вольгемутом, хотя это заведомо и не так), средних лет поджарый мужчина, и с благодушным интересом смотрит на юного музыканта. Фигура Вольгемута расположена таким образом, что причинное его место прикрыто не только средневековыми плавочками, но поверх них - еще и краном от умывальника. Посмотрите на этот кран: мало того, что он до неприличия похож на часть тела, которую вроде бы прикрывает, - сходство усилено еще и тем, что ручка у него в виде петушка, символика которого - при всем разнообразии возможных интерпретаций - совершенно однозначна: это не Фронесис гностиков, не истинный проповедник Евангелия и даже не святой Петр. Это - "один из ключевых символов сексуальной потенции.., мужского начала, эротического влечения" (см. соответствующую статью в Мифах народов мира, т.2). И если верить одному специалисту, назвавшему юмор Дюрера "неизменно глубокомысленным и подчас тяжеловесным" (Кристеллер, 47), то можно предположить, что художнику и его высокоученым друзьям было известно и такое значение петуха, как двойственность: жизнь-смерть, свет-тьма, чисть-нечисть. Осталось только подсказать читателю, что мужское начало бодрого старца Вольгемута направлено туда же, куда и его взгляд. И если Дюрер-за-забором наблюдает всю сцену сзади, а потому многого не видит, то Дюрер-музыкант вполне просекает "тяжеловесную правду", судя по тому, с какой понимающей улыбкой глядит он на Вольгемута и слегка даже загораживает своего юного друга плечом. Играет "Дюрер", между прочим, на дудке - тот еще символ12...
 Возможно, что и два брата-Паумгартнера введены в сюжет не случайно: опять же двойственность, причем не мирно-близнечная, а все та же беспокойная: это видно и в характере персонажей (еще ярче - те же двое в виде свв. Георгия и Евстафия на створках семейного алтаря), и в предметах, им сопутствующих; возле одного брата валяется некий сосуд (пустота), возле другого - камень (наполненность). Один лишь Пиркхаймер чувствует себя "немножко лишним" в этой компании: его неуемная страсть к женскому полу общеизвестна, - а потому он не участвует в переглядываниях и, запрокинув голову, льет в себя доброе немецкое пиво. Такие вот мужские развлечения. Изображенные, говорят, много смеялись, увидев гравюру.13
http://www.vavilon.ru/metatext/risk4/duerer.html

Если вам показалось, что автор цитаты выше слегка перегибает с гомосексуальными коннотациями, то заглянем в Шпигель - в последний абзац про портрет как раз того «любителя пива» с «Бани» Пиркхаймера:
С краю рисунка написано по-гречески следующее выражение: «С хером в твоей жопе». Многие исследователи долгое время предполагали, что грязная шутка была добавлена каким-то неизвестным мерзавцем. Но это не так. Химический анализ показал, что рисунок и надпись сделаны одним и тем же пером. И оно принадлежало Альбрехту Дюреру.
http://www.spiegel.de/international/zeitgeist/new-details-emerge-on-artist-duerer-ahead-of-exhibition-a-830282.html

Но оставим эту скользкую тематику искусствоведам (мы же знаем, что из любой картинки можно вытянуть, чего только душа ни пожелает) и вернемся к «бане» непосредственно. Почему я написал, что не мылись? Не потому, что баня на открытом пространстве ирреальна. Это как раз неважно, то картина же, «художник так видит». Дюрер мог бы нарисовал себя с друзьями хоть на Луне (и тогда бы такая гравюра, несомненно, доказывала, что пионер лунных путешествий Мюнхгаузен со своим ядром - лишь жалкий последователь космонавта Дюрера, который там побывал уже давно: «вон, глядите, нарисовано же! доказательство!»). Просто потому, что в привязке к реальности они уже не могли этого делать. И более вероятной трактовкой (чем мы хуже искусствоведов?:) будет такая: те, кто постят эту картинку как доказательство: «глядите, моются же!» - заворожено смотрят только на название «Баня», игнорируя саму гравюру. Можно сколько угодно сжимать в руке бесполезный скребок для мытья, ностальгически стоять у закрытого крана (нарисованного Дюрером как продолжение члена - «х.. вам, а не вода»), пить пиво, играть на флейтах и прочих виолах, но вот мыться никак не получится. Ибо если в кране нет воды -... то это что значит? Правильно, это значит, что ее годом ранее отключил своим эдиктом Городской Совет. И посещать бани с тех пор в Нюрнберге нельзя, ибо они - запрещены. Картинка в этом аспекте - ирония Дюрера над данным событием. И в подписи к гравюре сей факт даже иногда упоминается. Вот, например, сайт одного из старейших вузов США - Чикагского институт искусств:
Эта крупномасштабная гравюра была опубликована вскоре после того, как в 1496 году эдиктом были закрыты бани в родном городе Дюрера Нюрнберге.
(http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/43940)

Правда, сопоставили гравюру с внешними событиями искусствоведы (вероятно, по причине занятости вышеизложенными гомосексуальными интерпретациями) не столь давно, хотя про Дюрера и про «edicts of German cities, dated 1496, closing bath-houses and brothels» упоминалось еще Рейнхардом Тимкен-Зинканном полвека назад:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1033980/

Там же приведена и гравюра Дюрера «Сифилитик», нарисованная им для трактата городского врача того же 1496 г., что намекает нам на возможную причину того запрета городского Совета.

ps. Впрочем, здесь можно ведь и задуматься: Стефан Паумгартнер - судья, Пиркгеймер - сам член городского Совета (ну, почти - официально станет чуть позже). Кому же они бани запретили, сами себе что-ли? Нет ли и другого подтекста в картинке? Может, это всем остальным жителям города адресован членокран? Мол, «воды нет и не будет, но вы держитесь там!» И именно поэтому персонажи, запретившие бани, «много смеялись, увидев гравюру»? Также, как девятью годами позже Пиркгеймер - вместе со всем остальным городским Советом - сбегут из города от чумы, помахав оставшимся горожанам ручкой: «Вы держитесь там, здоровья вам!» Но дальше уж пусть искусствоведы продолжают;)

наброс, искусство

Previous post Next post
Up