* * *
Всё состоит из мелочей. Из них складывается и большая неправда шауловского описания "Белого безмолвия".
Некоторые неточности и подмены мы уже назвали, теперь отметим связанные с ключевой идеей его трактовки, присутствием в этом тексте -
"«безмолвия» потустороннего вечного мира".
Вот автор статьи заявляет о том, что с романом Обручева в тексте Высоцкого связаны лишь летящие на север птицы и черная полоска земли,
"которую путешественники надеются увидеть в полярных льдах" (выделено мной. - Л.Т.).
Во-первых, "надеются" не подходит, так как это слово несет смысл сомнения (надеются найти, но могут и не найти). У Высоцкого же о встрече с землей рассказчик сообщает как о безусловном факте будущего ("Но прозреем от черной полоски земли"). А во-вторых, назвав две параллели романа и песни, Шаулов странным образом не замечает третьей: в романе в конце путешествия к неведомой земле происходит встреча, о встрече же в конце пути идет речь и в песне Высоцкого:
Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лег ни на миг отдохнуть -
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь!
Автор статьи не заметил такое очевидное совпадение потому, что оно противоречит его трактовке. Достигнув земли, путешественники в романе Обручева встречают людей, по ассоциации с романом неназванный "кто-нибудь" в финале песни Высоцкого воспринимается как человек, а у Шаулова заготовлен иной кандидат на место встречного, Бог. Вот он и делает вид, что неудобного ему сходства романа и песни нет. Как будто бы оно от этого исчезнет. :) (Правда, об этой параллели он упомянет в другом месте статьи, но всё равно странно, что здесь она обойдена).
Еще одна ощутимо неточная формулировка шауловской статьи:
"Обозначенные местоимением «мы», они, как ни странно, движутся в одиночестве, то есть не вместе".
Здесь намекается на то, что человеческое сообщество не удовлетворяет персонажей "Белого безмолвия", они стремятся к общению с высшей силой. Но эта фраза неверно описывает состояние "мы". Герои действительно ощущают одиночество, но они вместе, едины (текст не показывает у "мы" внутренних противоречий, и автор статьи тоже, он просто заявляет: "не вместе" - и всё). Тут действительно есть вопрос, почему члены единой группы "мы" ощущают одиночество. Возможны разные объяснения. На мой взгляд, это еще одно проявление тоски по многообразию повседневной жизни. "Мы" едино, монолитно, то есть в определенном смысле однообразно. Вот от нехватки разнообразия персонажи "Белого безмолвия" и ощущают свое одиночество. Разнообразие в мире Высоцкого свойственно повседневности, обыденной жизни, экстрим у ВВ всегда акцентированно лишен этого свойства. Прежде всего этим тяготятся герои, так стремившиеся в экстрим и наконец попавшие в него. Живое многообразие жизни и тянет их назад - туда, откуда ушли.
И опять уплываем, с землей обручась,
С этой самою верной невестой своей,
Чтоб вернуться в назначенный час,
Как бы там ни баюкало нас
Море - мать непутевых детей.
Это из другого текста, но о том же.
(Далi буде
https://about-visotsky.livejournal.com/168058.html)