Текст об истории женских костюмов и их изготовлении на заказ на Сэвил Роу. Он продолжает серию старых "технических" текстов, которую я несколько дней назад начал тут
рассказом о развитии и тенденциях свадебной моды. В нем также нет ничего личного, он сухой и написан для того же издания. Проиллюстрировать его как нужно у меня нет возможности, а потому я сбил в несколько коллажей архивные фото по теме; не ищите связь между текстом и картинками, хотя почти все упоминаемые явления в иллюстрации попали.
Можно назвать множество поводов, когда дамам может понадобиться костюм. Из тех, что приходят в голову первыми, ни один не связан с элегантностью. Требования офисного дресс-кода, практичные соображения, ситуация - все эти понятия, скорее, из мужского мира, где выбором одежды управляет рациональность. В современном виде - жакет, скоординированный по ткани и фасону с юбкой или брюками, - женский костюм из этого мира и происходит. Охота, спорт и пешие прогулки: вот короткий перечень ситуаций, в которых создание мужской и женской одежды руководствовалось общими принципами и было связано с движением. Во всех остальных случаях удобство считалось приятным, но совершенно необязательным дополнением к хорошему крою.
Сейчас список значительно расширился, но мужской привкус в понятии «костюм» никуда не ушел. Это никак не означает, что об изяществе следует забыть. Весь прошлый век развитие женской одежды было связано с тем, чтобы сделать удобство модным и позаимствовать из мужского гардероба все приемы, которые дают свободу движений. А заодно
отказаться от необходимости переодеваться пять раз в день и каждый сезон шить новые вещи. Женский костюм теперь соединяет все эти преимущества и последние несколько сезонов очень заметен на подиумах.
Вершиной этой тенденции можно считать политику Saint Laurent, которые сделали Саскию де Брау лицом мужской коллекции и разницу между женским и мужским объявили устаревшей.
Однако за лучшими образцами по-прежнему лучше обращаться к первоисточнику. Первое, что приходит на ум - это портные Сэвил Роу, чуть не самого известного бренда в костюмном мире. По-японски, например, деловая «тройка» называется в честь этой улицы, «себиру-ро». Ряд классических ателье умеют теперь так использовать преимущества мужского кроя, что на дамах он смотрится без намека на андрогинность или унисекс. В индустрии, которая веками занималась созданием современного заменителя доспехов и происходит из создания военной униформы, нелегко учитывать изгибы женского тела; это совершенно противоположная по сути задача - вычитать, а не прибавлять. Для ее решения потребовалось женское вмешательство.
В исторические време эта улица была для дам чужой территорией. Марлен Дитрих или Кэтрин Хепберн заказывали в Anderson & Sheppard именно мужские костюмы, аристократки - бесполые церемониальные мантии, а для мастериц существовал четкий карьерный потолок. Сейчас в любом ателье женщины работают на ведущих позициях, а среди 25 участников последних «Золотых ножниц» (конкурс учеников и стажеров Сэвил Роу) было двадцать женщин. Изменился и состав клиентов. Современное практичное отношение к моде позволяет женщинам заказывать вещи, одним из главных достоинств которых является способность держать форму десятилетиями. Раньше такая жизнестойкость была совершенно ненужным качеством, кутюр жил не дольше бабочки. Собственно, за этим - а еще за историческим ощущением и индивидуальным подходом - на Сэвил Роу приходит все больше заказчиц.
На улице появилось несколько ателье, которые шьют по лекалам, специально разработанным для женщин, и держат для этого отдельного мастера. Edward Sexton можно назвать пионером этого движения: до открытия собственного дела его основатель работал со знаменитым Томми Наттером. В 60е они объединили традиции Сэвил Роу, моду и рок-н-ролл. Тогда же они стали создавать костюмы для Йоко Оно, Твигги и Бьянки Джаггер. Для последней двуборные пиджаки стали фирменным стилем.
Как раз на силуэте, разработанным в те годы, основана идея le smoking Ива Сан Лорана, которую Дом с успехом эксплуатирует до сих пор. Она радикально отличалась от существовавших жакетов не только вечерним характером, но и кроем - до этого плечо делали чаще всего уменьшенным и покатым, как в знаменитых диоровских tailleurs. Собственно, разница между женщиной-цветком из 40х и 50х, которая была божественно хороша, но очень стеснена в движениях, и звездами 60х и 70х, которые проводили время в танцевальных клубах, вполне описывает эволюцию женских жакетов; у них совершенно разные задачи.
Долгие традиции шитья для женщин есть также и у Huntsman. Ателье специализировалось на костюмах для охоты, которые часто заказывали дамы. Здесь основываются на нескольких проверенных формах, которые приспосабливаются к запросам и формам клиенток, но к моде имеют отдаленное отношение. Этот подход разделяют большинство сэвиловских ателье, работающих с дамами (стоит упомянуть Joe Morgan и Stowers), и в это есть резон. В конце концов, зачем обращаться к вековой традиции, а потом стараться максимально далеко от нее отойти. Не известно ни одного случая, когда кому-то удалось заметно улучшить смокинг, но множество дам стали горячими поклонницами этого вида одежды, которая позволяет им выглядеть безукоризненно шикарно за 15 минут. Все возможные эксперименты уже были произведены в прошлом.
Счет за возможность воспользоваться плодами чужих ошибок и давних традиций составляет на Сэвил Роу примерно 3 тысячи фунтов и выше. Впрочем, это не единственный вариант - в нескольких ателье (например, в Richard Anderson) есть услуга made-to-measure, а стоит не слишком далеко отойти от исторической улицы, как счет даже за bespoke может значительно уменьшиться. Этому способствует новая тенденция открывать классические ателье вне исторического адреса, что отражается на аренде и на ценах. Основателями новых заведений становятся чаще всего сэвиловские портные, среди которых теперь много женщин. Вполне естественно, что они начинают работать с клиентами обоего пола. Кроме Pamella Blundell или Susannah Hall стоит упомянуть неожиданный пример Стеллы Маккартни. Она стажировалась на Сэвил Роу, а сейчас не только включает модные варианты костюмов в сезонные коллекции, но и открыла услугу шитья на заказ. А ее постоянный портной, Генри Роуз, считается одним из лучших специалистов по дамским брюкам.
Важно не отойти от основной улицы слишком далеко. Словом bespoke сейчас принято обозначать почти все что угодно, и необходимо понимать, что именно вы получаете, например, за 800 фунтов. Это будет очень прилично сидящий костюм из отличной ткани, но на большой объем ручной работы и индивидуализацию рассчитывать не стоит: его будут посылать для шитья в третьи страны, а потому никому и в голову не придет к каждой примерке его собирать и вновь разбирать. И вы никогда не сможете забыть о том, что свое происхождение он ведет от доспехов, его жесткие формы вряд ли дадут вам такую возможность. Зато этого вполне могут не заметить окружающие, что и является одной из задач. В конце концов, рациональность является одной из главных черт костюмов.
UPD. Поскольку возникли вопросы, хочу чуть уточнить последний абзац. Последствия использования костюма, на котором сэкономили, для фигуры в общих чертах сравнимы с применением ботокса на лице. Пока вы стоите (или молчите) все в порядке, вид вполне пристойный. Дальше начинаются отклонения от привычного - складки лишены естественности, долгосрочного эффекта также не ждите. Впрочем, многим разглаженная токсинами мимика и необходимость подновлений кажется теперь вариантом нормы (и такими они во многих случаях и являются: потемкинскую одежду и пластику мы ежедневно видим в прессе с самыми лестными отзывами, люди их принимают). Если вас окружают не слишком внимательные люди или у них отсутствует наработанный глаз, а ваше внутреннее ощущение или успешность от таких пустяков не зависит, можно смело экономить. Сейчас больше ценится конечный эффект, а не анализ трудозатрат.