Розы в маринаде

Nov 28, 2012 21:03



Всякий готовится к приходу зимы по-своему. Я, к примеру, точно решил, в чем буду встречать Новый год, переварил оставшиеся антоновские яблоки на повидло и помог маме наквасить гору капусты. Теперь будет чем (и в чем) встретить объявленный Армаггедон. Примерно схожим образом поступил один из основателей современного визуализма в моде, Ник Найт, с розами из своего сада. На недавно открывшейся выставке в лондонской галерее Shop (одно из отделений его SHOW StudioSHOW Studio) он показал их в виде заготовок на зиму. И это было завораживающее зрелище, возвращающее понятию nature morte исходный смысл.

Нынешней осенью крупные садовые цветы оказались решительно везде - от Comme des Garcons до Dolce Gabbana. Если не в виде принта, так в виде формоосновы. Или даже в виде запахов, тяжелых и почти зримо-телесных. Я даже не стану трудиться такие картинки в коллаж выкладывать, вы наверняка с ними знакомы. Выставка Найта подводит под этим нашествием черту, жирно и печально. Как если бы Пугачева вдруг посвятила песню голландскому натюрморту. Как обычно у Найта (у которого точно где-нибудь в организме вставлен барометр), ощущение поймано на редкость точно.






Исходный материал и его трансформация

Мне случалось подробно и с удовольствием писать об истории цветочной фотографии. Не стану повторяться, скажу только, что


ничего подобного мы у НН в основной экспозиции не найдем. Не зря с именно с него началось дигитальная мания, которая сейчас в моде сильнее всего - на простые основы, будто в Инстаграмме, накладываются все более изощренные эффекты. В случае с Найтом это более чем понятно: самый поверхностный взгляд на фотографии выше показывает, что ему не дается сложная магия превращения без обработки цветочной картинки в искусство. В этот раз фотограф поработал (почти) руками: эффект разрушения рисунка достигался прямым воздействием на пигменты, а не цифровым способом. Для контраста в той же экспозиции представлены его ранние (1995) работы из серии Flora - снятые в контровом свете листы из гербария лондонского Музея естественной истории.




Эти ранние работы красоты невероятной. Без всякого майонеза они строго и точно повествуют о прекрасном. Но именно они оказываются по ощущению очень несовременными. По ссылке вы можете посмотреть на fashion story из октябрьского номера итальянского "Вога" (Тим Уокер с Кристен МакМенами). В ней сделана попытка сравнить формы платьев и женщину с цветком, снятым в ирвинг-пенновской манере. Этот приём удавался множеству фотографов, от того же Пенна до Лилиан Бассман, а сейчас вот выглядит совсем неубедительно даже у такого отличного мастера. Все эти графичные строгости, которые предлагаются на следующую весну-лето, кажутся мне такими же надуманными, как туалетный кафель, в который облек свою коллекццию Джейкобс.

Как не отнекивайся, а есть сейчас в воздухе апокалиптическое ощущение, как у маньеристов в 17 веке, которое требует буйства плоти, и избыточности, и чумных пиров. Ник Найт немалую часть своей карьеры великолепно играл на разнице этих ощущений, от черного цветка в фильмах для Гаррета Пью, до декоративных женщин-капуст по любому иному поводу. Сейчас как раз чутье указывает ему на декоративность. Какая уж тут МакМенами. Строгая смерть не в тренде, она слишком непубличная и невизуальная для нынешнего ощущения, повидла к ее приходу не наваришь и в соцсети их фото не выложишь. Но об этом я подробнее хочу поговорить завтра.




рор

Ник Найт, цветы, выставка, смерть, самовыражение в моде

Previous post Next post
Up