Космогония и космомесиво

Oct 26, 2010 15:38



У меня есть приятель-искусствовед. Он преподает, занимается кураторством, пишет; все, как у искусствоведов заведено. Определения у него получаются сразу мраморные, минуя стадию мела. Так вот, он говорит о выставках, как о форме космогонии, визуальном представлении о мироустройстве художников. При грамотно выстроенной концепции зрителю не нужен экскурсовод, понимание художников здесь основывается на логике выставочного пространства. В противном случае даже первоклассные работы оказываются товарами супермаркета, которые более или менее удачно выставлены для продажи.

Я всякий раз за него радуюсь: у него не возникает сомнений, что художник - это Бог и демиург, создающий миры. Даже если это миры поп-культуры. В моей профессии мне каждый раз приходится убеждать себя в том, что ценность современной моды заключается не только в маркетинговых ходах и прикладном использовании. Очень помогает то обстоятельство, что Сумерки богов мы явно пережили, значит, они (боги), таки, в моде были. Современный ландшафт мира моды создан вполне конкретными персонами, которые, несомненно, были не только ремесленниками и бизнесменами, но и художниками.

Так вот, хочется сказать несколько слов о создании и изучении миров. Подиум - это тоже маленький переносной алтарь. Как у кочевых племен, которые волокут его за собой от стойбища до стойбища, от одной Недели моды к другой. Вечерами собираются вокруг, зажигают огни, украшают на разный манер. И чего только они к этой божнице не тащат! Но каким бы небольшим и неразвитым не было это племя, ритуал остается ритуалом. Я бы даже сказал, что в сумеречные времена ритуал важнее всего. Кочевым племенам логику заменяет мифологическое видение мира, и очень не хочется, чтобы этот мир походил на супермаркет с дорогими неликвидами.

Многие российские дизайнеры считают, что в этот момент быстрая интеграция в систему продаж - это очень хороший шанс, вопрос развития или даже выживания. Действительно, появились ниши, которые московские бутики предпочтут вскоре заполнять не европейской продукцией, а отечественной дизайнерской. Речь идет не об оценке новых качеств российской моды. Скорее, об изменении правил импорта, европейского ценообразования, о малой доступности уникальных вещей и т.д. При этом все проблемы отношений отечественных Домов моды с бутиками никуда не исчезли. В стране нет условий для качественного производства и квалифицированных кадров, а у дизайнеров нет возможностей для создания запасов тканей и приобретения (ненужной, по большому счету) собственной производственной базы.

Московский график построен таким образом, что для организации продаж показ коллекции закупщикам надо проводить за полтора-два месяца до официального представления коллекции. И это должна быть подготовленная демонстрация. Только сейчас изготовление лук-буков становится общей практикой, но подборки с образцами тканей, фактур, цветов и фурнитуры почти не встречаются. Практически никто не может дать гарантию, что вещи будут изготовлены в тех сроках, качестве и материале, который был оговорен при заказе. Обещать и надеяться могут, а гарантировать - нет. В разговорах с немногочисленными байерами, упоминается, главным образом, имя Бирюкова. Или низкотиражные альтернативы.

Самые дальновидные (особенно те, кто озна комился с прошлогодней «Стратегией развития легкой промышленности», где о дизайнерской одежде почти не упоминается) рассматривают вопрос о зарубежном производстве. Это позволяет не только решить вопрос с качеством и кадрами, распределив все квалифицированные операции между специализированными предприятиями, но и с московским ценообразованием, которое учитывает капризы немногочисленных конструкторов и швей с руками, но никак не реальность. Однако, иностранное производство никак не отменяет сложностей с ввозом этой продукции в Россию. И работают в этом направлении самые дальновидные и, главное, неленивые. Остальные, вероятно, ждут чуда и выстраивают свои миры в расчете, что это чудо вскоре с ними произойдет.

На этом фоне очень странно было наблюдать, как некоторые показы московского сезона были выстроены будто бы под сотню закупщиков в зале: с коммерческими блоками и подачей. Нет этой сотни, и пока не предвидится. А та неполная дюжина, которая на эти показы приходит, готова заниматься вместе с дизайнерами и мифотворчеством, и расширением их племени. Но совершенно точно - не в выдуманном мире супермаркета. Так далеко вера не заходит даже у кочевых племен. Им нужен алтарь попрочнее.

индустрия моды, российская мода, российские дизайнеры, продвижение в моде, недели моды, подиумное представление коллекции, перспективы рынка, продажи, аналитика моды, показы

Previous post Next post
Up