«Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии… и на остальных»

Jul 30, 2013 11:48



Сегодня очень часто в СМИ и блогосфере дискутируется проблема повышения пенсий, а заодно и современного отношения к пожилым людям. А ведь это не просто праздные разговоры, как говорят, «за жизнь». По данным Пенсионного фонда РФ, только вдумайтесь, 62% населения России составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста. По имеющимся прогнозам,  число пенсионеров в России к 2015 году составит 35,2 миллиона человек, то есть пенсионером будет являться каждый четвертый россиянин. При этом уже сейчас почти четверть российских стариков коротают свой век в одиночестве…



Стоит отметить, что  разных культурах сложилось свое представление о старости и об ответственности государства за немощных или неимущих граждан преклонных лет.
В традиционных восточных странах сложился подход, согласно которому  у государства нет необходимости полностью брать на себе заботу о стариках - она лежит на их собственной семье. Поэтому на Востоке почти невозможно встретить домов престарелых. Отношение традиционного общества к старости очень ярко иллюстрирует фраза Туркмен Баши , который отменил пенсии  и объяснил это тем , что «у старика должен быть сын, чтоб содержать его, а если ты не вырастил такого сына, то тебе и не за чем жить вовсе». К примеру, совсем недавно в Китае приняли закон, согласно которому взрослые дети обязаны навещать своих родителей. Нарушителям грозит не только штраф, но и тюрьма.
На Западе - абсолютно противоположная ситуация. В представлении тех же американцев, пенсионер - это не слабый, болезненный человек без средств к существованию, а активный гражданин, всемерно участвующий в социальной жизни. Пенсионеры в западных странах путешествуют, увлекаются спортом, посещают развлекательные заведения, а, зачастую, являются заодно и успешными предпринимателями. В США не употребляется даже само слово «пожилой», его заменил термин «золотой возраст».
Есть также и европейский подход. Ребенок с самого раннего детства воспринимается не частью своей семьи, а абсолютно самостоятельным существом, «маленьким гражданином» своего государства. К примеру, в Норвегии существует система органов социальной опеки Барневерн, имеющая практически неограниченные полномочия по принятию решения об изъятии детей из семьи с формулировкой "угроза умственному или физическому развитию ребенка”. Шлепнул отец на людях своего ребенка - тут же вызывается полиция, малыша забирают, помещают в специальный интернат, а затем органы опеки выбирают для него приемную семью. Если провинились в чем-то и приемные родители, незамедлительно находят новых. И таким образом до своего совершеннолетия подросток может сменить  место проживания более 5 раз. С младых ногтей государство убеждает человека в том, что именно оно обеспечило его всеми необходимыми благами, воспитало, обучило, а взамен просит от своего гражданина всего ничего - быть покорным винтиком большой системы, подчиняться существующим правилам и не забрасывать ЕСПЧ ненужными жалобами о развращенных нравах.
 Соответственно, если ребенок в самом нежном возрасте был практически оторван от своих родителей, то вряд ли, будучи взрослым, он изъявит желание о них заботиться. В связи с этим, те же дома престарелых, скажем, в Голландии , пользуются большой популярностью у пожилых людей. Пенсионеры, которые еще вполне могут сами о себе позаботиться, не рассчитывая на помощь детей, по своему желанию переезжают в подобные социальные учреждения, услуги которых, стоит отметить,  далеко не бесплатны.
В сознании российского же человека понятие старости всегда ассоциировалось с мудростью. На Руси старики выступали хранителями традиций,  мудрецами, старейшинами, почитание старших в общинах было безграничным. Преклонение перед пожилыми людьми закреплялось не только обычаями, но и писаными источниками, вспомним тот же Домострой, казачьи законы. В советском обществе к старикам  сохранялось уважение  как к спасителям страны от фашизма, и  такое отношение всячески культивировалось на государственному уровне, но по мере  того, как участников ВОВ становилось день ото дня все меньше, ситуация значительно изменилась. С течением времени  сменились и жизненные приоритеты современных россиян. В наши дни на первое место выдвигается обладание соответствующими физическими способностями и внешней красотой. Соответственно, лишаясь этих необходимых «атрибутов успешности» с приходом старости, человек автоматически начинает отторгаться другими представителями своей социальной группы. Опрос молодежи одного из городов Ростовской области подтвердил наличие негативных стереотипов в отношении старости: почти все респонденты воспринимают пожилой возраст как период, связанный с социальной изоляцией (одиночеством), низким материальным уровнем, плохим здоровьем. Государство навязывает образ пенсионера-нахлебника, пенсионера - обузы как некий социальный шаблон. Между тем, это не вполне верно. Сегодня трудящиеся пенсионеры, по данным некоторых экспертов, обеспечивают 4% ВВП, тогда как затраты на пенсионное обеспечение в России составляют всего 5-6% ВВП по сравнению с 16% в ЕС.
С одной стороны, российское государство, провозгласившее себя социальным, не отказывается от обеспечения своих пожилых граждан. Ежедневно мы слышим о новых методах расчетов пенсии, предлагаемых Пенсионным фондом России, которые якобы должны повысить материальное благосостояние стариков. Но, с другой, мы видим, что жизнь наших пенсионеров почему-то совсем не похожа на жизнь людей «золотого возраста» за рубежом.   Оплатив все коммунальные услуги и приобретя пару упаковок лекарств, многие старики вынуждены по-настоящему «сидеть на хлебе и воде» или вставать с протянутой рукой в метро. О никаких путешествиях тут и речи быть не может… Да и проводить сравнение российской и зарубежной систем соцобеспечения представляется некорректным. У нас попросту отсутствует частные дома престарелых, а организаций, оказывающих услуги по уходу на дому, можно пересчитать по пальцам. В принципе, помещение пожилого родственника в дом престарелых представляется в российском обществе постыдным поступком: в них зачастую никто не присматривает за пенсионером и не оказывает необходимую медицинскую помощь, к тому же в них с завидной периодичностью происходят возгорания и прочие ЧП. Хотя иногда переезд в подобное социальное учреждение является единственным выходом для немощного старика, чьи любимые внуки не спешат регулярно проведывать своего всеми забытого родственника.
Да и отношение в обществе к «носителям мудрости» теперь совсем неоднозначное. Можно выделить две основные позиции, высказываемые обычно при обсуждении проблем стариков. Первая сводится к тому, что забота о родителях - это нравственный долг взрослых детей. Люди, придерживающиеся такой точки зрения, готовы не только регулярно навещать своих родителей, но и не обращаться к государству за помощью и взять на себя все расходы по обеспечению их достойной старости. И так думают не только представители российских северокавказских республик, в которых, кстати, только 2 % одиноких стариков.
Люди, придерживающиеся другого мнения, считают, что они ничем не обязаны своим родителям, о них должно позаботиться государство. В их понимании, находясь в зрелом возрасте, человек должен задуматься о том, на какие средства он будет жить в старости, возможно, начать вносить деньги в частные пенсионные фонды, делать вклады или составлять грамотный договор ренты. Не стоит рассчитывать на детей, у них своя жизнь, свои заботы и расходы.
Так кто же прав? Кто должен заботиться о нас и попросту принести стакан воды в старости: государство или наши дети? Можно ли привить законом такие чувства как любовь и уважение к своим родителям? И смогут ли наши пенсионеры рассчитывать когда-нибудь на достойную старость? Все эти вопросы пока, увы, остаются открытыми…

депутат, законодательство, пенсия

Previous post Next post
Up