О кларнетном квинтете Моцарта (крайне субъективные заметки)

Jan 01, 2021 13:18

Меня последнее время стала смущать некоторая формальность разработки первой части, точнее, ее среднего раздела, когда вступает кларнет. Я даже иногда, в порыве огорчения, мог сказать себе, что тут какая-то досадная «дырка» в этом бесподобном сочинении ( Read more... )

Моцарт_камерная музыка, blogspot, Моцарт, Моцарт_инструментальный концерт, Тютчев

Leave a comment

Comments 24

lj_frank_bot January 1 2021, 10:19:14 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Музыка.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

abel January 1 2021, 10:24:06 UTC
Система не ошиблась, всё верно.

Reply

lj_frank_bot January 1 2021, 10:29:24 UTC
Я молодец

Reply


Кларнетный концерт (С. Мейер/дир. Г. Фонк) abel January 1 2021, 10:57:38 UTC
А это сочинение - абсолютное безоговорочное чудо.

Федор Тютчев
ДЕНЬ И НОЧЬ
На мир таинственный духо́в,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров -
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
<1839>

Reply


cleofide January 1 2021, 15:03:14 UTC
Моцарт иногда довольно легкомысленно относился к разработкам. Но не в поздних сочинениях.

Reply

abel January 1 2021, 15:21:43 UTC
А в чем тогда загадка именно этой разработки? Или загадки нет?

Reply


petrark January 1 2021, 20:12:48 UTC
Действительно, странное это место моего любимого квинтета.

Reply

abel January 1 2021, 20:18:45 UTC
Да, загадочное. Я думаю, это одна из моцартовских "пифагорейских шуток". Но, может быть, многомудрая cleofide прольет свет на эту загадку.

Reply


lana_ustinov January 3 2021, 12:13:29 UTC
Может, конечно, мне не хватает восприимчивости, но эта разработка не кажется мне для Моцарта чем-то из ряда выходящим. Начинает он ее полифонически, но потом бросает это дело, да и тембры все-таки не сливаются, кларнет стоит очень особняком. Темы экспозиции сами по себе очень выразительны и развернуты, такие плохо поддаются разработке, для разработочности скорее больше пригодны бетховенские темы-импульсы. А наверстывает он эту недостаточность в самом конце, здесь - в конце 8 минуты: https://www.youtube.com/watch?v=D4jdFz2AK6I.

Reply

abel January 3 2021, 13:58:33 UTC
Спасибо!
Про "наверстывание" я понимаю. Меня смущал именно этот средний раздел разработки. Может, так и задумано, несколько парадоксально.
Вот в КОНЦЕРТЕ для кларнета никаких вопросов не возникает.

Reply


Leave a comment

Up