Моцарт - Месса d-moll, K. 65, 1769 г. (H. Kegel)

May 08, 2016 11:08

Слушаю в первый раз. Крайне интересная месса. Что несколько необычно, почти всё изложение выдержано в минорных тональностях, даже Gloria и Sanctus. Два коротких, но выразительных, фугато в конце Gloria и Credo. Написать развернутую фугу, видимо, не позволял сам жанр короткой мессы (missa brevis ( Read more... )

музыка, Бетховен_симфонии, Аберт, blogspot, Перголези, Шостакович_симфонии, философия, Рождественский, Баршай, Моцарт, 18 век, Шостакович, Малер, дирижеры, Моцарт_мессы, Кант, ЖЖ, Бетховен

Leave a comment

Comments 19

petrark May 8 2016, 13:22:14 UTC
Ну почему же не писать о музыке, это же так интересно!

Reply

abel May 8 2016, 13:31:00 UTC
Да так... По последним моим записям (возможно, неудачным) у меня создалось впечатление, что мало кого это интересует.
Впрочем, не обращайте внимания. Ворчу иногда по-стариковски.
Лучше дайте мне число для фотофлешмоба. Быстрой реакции не обещаю, но любопытно. :)

Reply

petrark May 8 2016, 14:13:10 UTC
Отсутствие отклика не означает, что не интересно :-)
Вот послушаю эту мессу. Кстати, на intoclassics не так давно было полное собрание духовной музыки Моцарта с Арнонкуром. Я скачал, но ещё не слушал.
P. S. Я всегда на 8-9 мая слушаю 8-ю и 7-ю симфонии Шостаковича (именно в таком порядке). Вот послушал сейчас (8-ю с Баршаем, ту, что выложил в ЖЖ, 7-ю с Бернстайном) и всё-таки я буду настаивать на том, что 7-я нисколько не уступает 8-й в глубине (что, конечно, очень субъективное понятие). Две вещи поистине бетховенского масштаба.

Reply

abel May 8 2016, 15:02:15 UTC
Да, Баршай очень хорошо исполняет Восьмую. Но Кондрашин и Мравинский тоже.
Я позволю себе не согласиться с Вами в оценке этих двух симфоний. Восьмая гораздо значительнее, я даже не могу их сравнивать, хотя и Седьмую не следует недооценивать. Седьмая, повторю, сильно упрощенный Бетховен (если мерить масштабами его "Героической"), но ДДШ не стремился тут создать нечто сложное (в смысловом отношении). Как раз напротив, нужно было что-то вроде плаката (потом он создал другую симфонию-плакат - 13-ю, гораздо более глубокую и парадоксальную, которую я, кстати, долго не понимал и не принимал). А Восьмая на деле, я думаю,никакого отношения к Бетховену не имеет. Даже с Малером ее можно сравнить с натяжкой, хотя это самый близкий источник. Просто уж так повелось: как только речь заходит о симфонии, тут же надо клясться именем Людвига. :)

Reply


bgershman May 8 2016, 15:01:11 UTC
Рождественский, кстати, пытается это исправить ("неизвестность" Моцарта). С прошлого года они с оркестром ГАСК исполняют ВСЕ короткие мессы Моцарта. Проблема (на мой взгляд) в том, что, как это часто бывает у Рождественского, получаются гигантской длины программы. Структуру этих концертов он придумал следующую: две короткие мессы Моцарта (которые не такие уж короткие) по бокам + еще 2 произведения "внутри". Прошлым летом внутри были Второй скрипичный концерт Бартока и его же рапсодия (или сюита?) для оркестра, кажется. Я еле высидел, правда я тогда только пару дней как из больницы выписался. Этим летом, знаю, что похожая программа будет с двумя Шимановскими внутри. В общем, я очень за проект исполнения все коротких месс, которые прекрасны, но подобного рода программы, по-моему, чересчур требовательну к слушателю.

Reply

abel May 8 2016, 15:05:11 UTC
Г.Н. не перестает удивлять. :)
Но мне кажется, что венские классики - не его конёк. Вспоминаю не очень удачное исполнение им Девятой Бетховена в Дзинтари летом 1969 г. Правда, с тех пор много лет прошло. Его стихия - 20 век, и это прекрасно.

Reply

bgershman May 8 2016, 15:13:39 UTC
Хорошая у Вас память! :)
Да, удивлять - это тоже его стихия. Я знаю хорошо, потому что мой отец уже много лет расписывает ноты по партиям для его концертов. И это почти всегда нечто никому неизвестное, найденное Г.Н. в закромах.

Reply

abel May 8 2016, 15:26:32 UTC
Этим человеком можно только восхищаться. Самое сильное мое впечатление от его концертов - исполнение им 4-й симфонии Шостаковича в Большом зале консерватории где-то в конце 70-х или в начале 80-х, уже после смерти автора. В ответ на овации Г.Н. поднял над головой партитуру симфонии.

Reply


nosimplex May 8 2016, 18:22:39 UTC
Мне всегда интересны ваши параллели. Не сравнения, не особенно понятно, как можно сравнивать произведения разных композиторов, но именно параллели. Мне, кстати, очевидны параллели тем и стилей Фантастической симфонии Г.Берлиоза и симфоний Д.Шостаковича, хотя я дилетант и, может быть, неправ.

Reply

abel May 8 2016, 18:51:37 UTC
Так параллель - это тоже сравнение. :) Но, как известно, всякое сравнение хромает.
Про связь "Фантастической" Берлиоза с симфониями Шостаковича я где-то даже читал, но не помню уж где.

Reply

nosimplex May 8 2016, 19:19:41 UTC
Вот, в частности, об этом, хотя я имел в виду нечто другое.
"Тем не менее здесь выстраивается смысловой ряд, основанный на «фигуре шага»; он подкреплен квартовыми переборами литавр. Такова четвертая из «Песен странствующего подмастерья» Малера; ее текст - «Я ухожу в тихую ночь» (см. пример 2 на с. 144). Такова и тема марша «в манере Калло» из Первой симфонии Малера. Сходны также начало «Шествия на казнь» из Фантастической симфонии Берлиоза и следующая - В-dur"ная тема «Шествия» (см. пример 3 на с. 145-146). В 5-м такте у Шостаковича мы видим почти текстуальное воспроизведение нисходящей фигуры катабасиса из 6-7-го тактов берлиозовской темы: f3, es3, [e3], d3, с3, b2, a2, g2, f2. Примечательно также, что берлиозовская доминантовая каденция (такт 8), переброшенная из духовой группы в струнную и словно рассекающая тему, воспроизведена Шостаковичем посредством внезапного tutti (т. 6; см. пример 1 на с. 145)."
Отсюда: http://www.opentextnn.ru/music/

Reply

abel May 8 2016, 19:46:13 UTC
Спасибо! Очень интересный материал.

Reply


mendelbookinist May 9 2016, 11:22:38 UTC
Не расстраивайтесь. Меня тоже почти не комментируют. Поэтому я пишу для себя. Это просто мой открытый дневник.

Reply

abel May 9 2016, 13:33:23 UTC
Я не расстраиваюсь. :)

Reply


Месса c-moll K. 139/47a abel May 10 2016, 07:06:24 UTC
Сильный резонанс был вчера (в отличие от прошлого раза). Слушал и поражался, как мог 12-летний ребёнок это написать. И фуги, особенно Cum sancto spiritu.

Reply


Leave a comment

Up