Моцарт - Месса d-moll, K. 65, 1769 г. (H. Kegel)

May 08, 2016 11:08

Слушаю в первый раз. Крайне интересная месса. Что несколько необычно, почти всё изложение выдержано в минорных тональностях, даже Gloria и Sanctus. Два коротких, но выразительных, фугато в конце Gloria и Credo. Написать развернутую фугу, видимо, не позволял сам жанр короткой мессы (missa brevis).
Следует прочитать разбор ранних месс Моцарта у Аберта (том 1, кн. 1, стр. 189-194 по первому изданию перевода К. Саквы). Там, в частности, написано:
"От Моцарта-мальчика никто не ожидал особой оригинальности замысла; однако в отдельных местах его гений сверкает с поразительным блеском..." (стр. 193).
Действительно. Но, разумеется, он подражал. Слушая эту мессу, например, можно заметить нечто общее с Перголези. Вообще барокко дает себя знать.
И надо вспомнить, что еще в 1768 году Моцарт написал мессу c-moll (так называемую "мессу сиротского дома"), К. 139/47а, которую долгое время относили к гораздо более позднему времени (1772-73 гг.), настолько зрелым казалось мастерство. И у Аберта еще сохраняется эта датировка.

PS (только для ЖЖ). Как это однажды заметил недавний блистательный юбиляр Г.Н. Рождественский: "Композитор Моцарт нашей публике неизвестен". Верно. Я недавно дал себе зарок: ни под каким видом больше не писать в ЖЖ о музыке. Но вот нарушил, так как впечатление было сильным, и захотелось как-то обратить внимание присутствующих на некоторые мало известные сочинения мнимо популярного Моцарта. Думаю, однако, что это именно нарушение собственного обещания, и таких нарушений впредь почти не будет. Т.е., они составят множество меры нуль (хоть и непустое :) ).

музыка, Бетховен_симфонии, Аберт, blogspot, Перголези, Шостакович_симфонии, философия, Рождественский, Баршай, Моцарт, 18 век, Шостакович, Малер, дирижеры, Моцарт_мессы, Кант, ЖЖ, Бетховен

Previous post Next post
Up