Проснулся рано (хотя лег во втором часу ночи), а накануне мой друг Руслан выложил фотографии Венеции, где он недавно побывал. Вспомнил я тогда, как три года назад уплывали мы от набережной Сан Марко после последнего визита в город, лил дождь, было очень грустно, и зазвучала в моей голове "Героическая", то место медленной вариации финала, которое я с легкой руки С.Э. Павчинского называю "эпизодом отплытия".*
Конечно, надо было прослушать симфонию.
Поставил запись Р. Шайи (Гевандхаус, записи 7-9 гг.). Хотя комплект был куплен еще весной, Третью я до сих пор в этой интерпретации не слушал. Поначалу меня удивил хронометраж - 42 минуты. Караян, даже без повтора экспозиции в первой части, играет более 50 мин.
Да, темпы очень высокие. Первая часть несется со скоростью евростара. Даже Похоронный марш исполнен существенно быстрее, чем принято (и чем я привык). Но в целом впечатление остается очень хорошее. Насколько я могу судить при всей своей тугоухости, всё прослушивается отчетливо (я, впрочем, по партитуре не следил). И экспозиция в первой части повторена, повторена реально, а не жульнически приклеено повторение при монтаже, как это происходит в видеозаписи Л. Бернстайна из Вены. Интересно, какие темпы были приняты во времена Бетховена? Может быть, те гораздо более медленные темпы, которые обычно мы слышим (например, у всех великих "стариков") являются результатом романтической аберрации?
Надо будет Хогвуда переслушать. Сейчас уже не помню своего впечатления от его записи.
_________________________
*"На фоне медленно колышущихся секстолей шестнадцатыми возникает мелодия, полная выразительных задержаний, представляющих новую краску и в данной вариации, и во всем цикле. Особо отметим выразительность, свежесть и новизну задержания к ноне. Создается образ и неторопливо устремленный куда-то, и сладостно-выжидательный в то же время. Как будто с медленно отплывающего корабля, отправляющегося на поиски далеких, неведомых стран, бросаешь последние взгляды на удаляющуюся землю".
(С.Э. Павчинский. Некоторые новаторские черты стиля Бетховена. - М.: Музыка, 1967. - С. 27.)