Шостакович - 107

Sep 25, 2013 10:05

В этой беспрецедентно склизлой московской осени, в этом безрадостном московском марафоне (точнее, в беге на месте или барахтанье в болоте) я едва не забыл о Дне Шостаковича. Не знаю, удастся ли что-нибудь послушать в ближайшие три дня при моем рабочем графике.
Один мой молодой друг высказал в своем блоге мысль, что самая "символическая" и самая великая симфония Шостаковича - Четвертая, и удивительно, что ее написал человек, которому не исполнилось и тридцати.
(Это не более удивительно, чем то, что 28-летний Чехов написал "Скучную историю", поразительную по глубине проникновения в психологию старости, как заметил Т. Манн.)
Я написал там в комментарии, что Четвертая - как раз сочинение очень молодого человека, но отчаянно гениального. А вот последняя, Пятнадцатая, да, сочинение столетнего (хотя автор не дожил и до 69). Я думаю, что именно эта симфония есть самая значительная и самая загадочная. В сущности, малодоступная, хотя иным кажущаяся какой-то "легенькой". В ней Шостакович приблизился к моцартовской эзотерической эстетике.
UPD(22.12 МСК)
Прослушал всё же Вторую сонату (Б. Петрушанский) и Девятую симфонию (К. Кондрашин, СОМГФ).
Соната не произвела впечатления, показалась весьма занудной. Может быть, дело в пианисте, а может, во мне.
Девятая же симфония великолепна, одна из моих любимых и лучших у него. Кстати, один из отдаленных прообразов 15-й. Если очень схематично, 15-ю можно считать неким причудливым синтезом 9-й и 10-й. Гиньольный финал Девятой заставил меня вспомнить:

А вокруг него сброд тонкошеих вождей
etc.

Шостакович_симфонии, Прокофьев, Мандельштам, Чичерин, Моцарт, Шостакович, Чехов, Т. Манн, ДДШ_15-я, Шостакович_фортепиано

Previous post Next post
Up