Беллини - "Норма"

Jun 02, 2013 16:12

Купил на днях новую запись "Нормы": Норма - Ч. Бартоли, Адальджиза - Суми Йо, Поллион - Дж. Осборн, Оровезо - М. Пертузи, Клотильда - Л. Никитеану, Флавио - Р. Масиас; "International Chamber Vocalists", Orch. "La Scintilla", дир. Дж. Антониони.
(Запись 2011 и 2013 гг.)

Прекрасная запись, прекрасное исполнение. Хотя Ч. Бартоли строит роль абсолютно по-другому, чем М. Каллас. У Каллас Норма - жрица, а уж потом женщина; у Бартоли как раз наоборот. И решение Бартоли правильное, так как состязаться с Каллас на ее поле невозможно.
Но в старой записи с Каллас и Серафином некоторые места гораздо выразительнее и значительнее. Например, начало последнего дуэта Нормы и Поллиона (тема которого странным образом напоминает тему третьей части 18-й сонаты Бетховена; хотя, если подумать, ничего странного тут нет) в новой записи как-то скомкано, слишком быстрый темп. Да и весь финал в старой "Норме" производит более сильное впечатление.
Дж. Маццини писал в "Философии музыки" (связывая надежды на возрождение итальянской оперы не с Беллини, которого к тому времени уже не было в живых, а с Доницетти):
"Беллини - мы оплакиваем его безвременную кончину - не был, как мне кажется, прогрессивным талантом и не смог бы, если бы жил, выйти из того круга, в котором вращалась его музыка. Прекраснейшие из его идей нужно искать в "Пирате", "Норме". Дуэт "Беги, о ты, несчастный", другой дуэт "Ты рану в сердце мне открыл", так редко поющийся в Италии, и в первую очередь его стретта, затем почти весь последний акт "Нормы", рафаэлевский по замыслу и рисунку, - вот и весь Беллини" (Дж. Маццини. Эстетика и критика. - М.: Искусство, 1976. - С. 258, сноска; выделено мной.- АиБ).

Я бы сказал, что вся опера "рафаэлевская по замыслу и рисунку". Тут так очевидно предвосхищены, в частности, большие финалы Верди - вплоть до грандиозного завершения третьего акта "Отелло".

Доницетти, Каллас, Верди, Маццини, Бетховен, Бетховен_фортепиано, Беллини

Previous post Next post
Up