Прошлое и настоящее

Mar 25, 2013 22:03

Решил перенести сюда один свой древний пост (от 18 мая 2008 г.) из блога на "Классике". Он, как говорят в таких случаях, дорог мне, как память.

Можно и не читать )

Чайковский_концерт, живопись, Чайковский_балет, Коломенское, Альбинони, Чайковский, форум, Бёрн-Джонс, Моцарт, Бодлер, 18 век, К. Стамиц, Борисов-Мусатов, Рублев, Нильсен, Г. Джеймс

Leave a comment

Comments 9

mendelbookinist March 25 2013, 19:02:42 UTC
Я у Нильсена слушал только Концерт для скрипки с оркестром. Он не произвел на меня никакого впечатления. У Стамица очень хорошие концерты для флейты и кларнета. Но, правда, больше я у него ничего не слушал, да и интереса особого у меня нет.

Reply

abel March 25 2013, 19:10:10 UTC
А между тем, этот младший Стамиц, старший сын Яна (Иоганна) Стамица, главы мангеймской школы, один из самых близких Моцарту мастеров 18 века.
Какую-то нильсеновскую симфонию я слушал несколько лет назад, и она, кажется, мне даже понравилась. Но Первая симфония - очень слабая вещь. Я даже не знаю, зачем эту беспомощную музыку исполняют и даже записывают.

Reply

mendelbookinist March 25 2013, 19:14:21 UTC
Ну, попытка обновить репертуар, найти забытые или малоизвестные жемчужины у таких же забытых или малоизвестных композиторов. К сожалению, это редко удается, и оказывается, что забытые "жемчужины" вместе с их композиторами забыты или малоизвестны не зря. Вот воскрешают же, например, молотильного Алькана или занудного Танеева. Причем достойные музыканты воскрешают.

Reply

abel March 25 2013, 19:27:02 UTC
Ну, тут один мой френд-музыкант написал, что, как правило (а не бывает правил без исключений) те, что забыты, забыты вполне заслуженно, но стоит их иногда слушать, чтобы осознать фон, на котором творили гении.

Reply


музыка-мебель heelzaa March 28 2013, 05:27:24 UTC

А вот об этом суждении Вы что думаете: "ну, не приспособлена классицистская музыка (в отличие от барочной) по самой своей природе к передаче трагических переживаний "?

(в силу какой-то загадочной серендибитичности Ваш постинг в моей ленте запараллелился с другим- посвященным различным интерпретациям страстей Христовых, но по касательной захватившим классицизм как муз. стиль. Мне показалось это высказывание созвучным Вашему (с Сати :))

Reply

Re: музыка-мебель abel March 28 2013, 05:56:35 UTC
А что такое "серендибитичность"? (Простите мне мое невежество.)
С тезисом "ну, не приспособлена классицистская музыка (в отличие от барочной) по самой своей природе к передаче трагических переживаний " не согласен, но тут надо сначала договориться о том, что такое "трагическое". Ибо это понимается очень по-разному. Да и после этого обсуждение темы может вылиться в томы и томы. Сюда явно не вместится.
Но то, что классицизм исходил из принципа Гармонии, утверждать можно, и трагизм в этом искусстве оказывается преодоленным. И тут как раз Моцарт вносит ясно выраженную идею ДИС-гармонии. Ясную, но - парадоксально - завуалированную. Об этом мы с Вами уже рассуждали (в связи с гибелью канона в Cosi fan tutte)/

Reply

серендипитичность heelzaa March 30 2013, 04:42:01 UTC
Кажется, это из Пятигорского: стечение обстоятельств, которое неожиданно оказывается приятным (в моем случае - тем, что рождает новые смыслы :)).

Насчет недоопределенности понятий согласна с Вами: в определенном смысле "трагические ощущения" - оксюморон.
Но меня смущает то, что трагическое Вы имплицитно привязали к дисгармоническому.

P.s. Ивините, что отвечаю с такими задержками: временно без компьютера, выхожу в сеть как придется.

Reply

Re: серендипитичность abel March 30 2013, 05:44:25 UTC
Вам совершенно не нужно в чем-то извиняться. :) Я всегда признателен тем, кто комментирует мои сообщения.
В сети я прочитал, что серендибит - такой редкий минерал, который имеет очень много цветовых оттенков.
***
Да, как-то я невольно ассоциирую трагизм с хаосом и дисгармонией, хотя понятия эти отнюдь не тождественны, но все же как-то связаны. "Век вывихнул сустав". При этом сама форма трагедии может преодолевать ее дисгармоническое содержание. Самый поразительный пример - Шестая симфония Чайковского.
Я бы посоветовал Вам прочитать превосходную монографию Л.В. Кириллиной "Реформаторские оперы Глюка" (2006 г.). Там как раз много чего написано о трагическом в музыкальном театре 18 века.

Reply


Leave a comment

Up