Я у Нильсена слушал только Концерт для скрипки с оркестром. Он не произвел на меня никакого впечатления. У Стамица очень хорошие концерты для флейты и кларнета. Но, правда, больше я у него ничего не слушал, да и интереса особого у меня нет.
А между тем, этот младший Стамиц, старший сын Яна (Иоганна) Стамица, главы мангеймской школы, один из самых близких Моцарту мастеров 18 века. Какую-то нильсеновскую симфонию я слушал несколько лет назад, и она, кажется, мне даже понравилась. Но Первая симфония - очень слабая вещь. Я даже не знаю, зачем эту беспомощную музыку исполняют и даже записывают.
Ну, попытка обновить репертуар, найти забытые или малоизвестные жемчужины у таких же забытых или малоизвестных композиторов. К сожалению, это редко удается, и оказывается, что забытые "жемчужины" вместе с их композиторами забыты или малоизвестны не зря. Вот воскрешают же, например, молотильного Алькана или занудного Танеева. Причем достойные музыканты воскрешают.
Ну, тут один мой френд-музыкант написал, что, как правило (а не бывает правил без исключений) те, что забыты, забыты вполне заслуженно, но стоит их иногда слушать, чтобы осознать фон, на котором творили гении.
А вот об этом суждении Вы что думаете: "ну, не приспособлена классицистская музыка (в отличие от барочной) по самой своей природе к передаче трагических переживаний "?
(в силу какой-то загадочной серендибитичности Ваш постинг в моей ленте запараллелился с другим- посвященным различным интерпретациям страстей Христовых, но по касательной захватившим классицизм как муз. стиль. Мне показалось это высказывание созвучным Вашему (с Сати :))
А что такое "серендибитичность"? (Простите мне мое невежество.) С тезисом "ну, не приспособлена классицистская музыка (в отличие от барочной) по самой своей природе к передаче трагических переживаний " не согласен, но тут надо сначала договориться о том, что такое "трагическое". Ибо это понимается очень по-разному. Да и после этого обсуждение темы может вылиться в томы и томы. Сюда явно не вместится. Но то, что классицизм исходил из принципа Гармонии, утверждать можно, и трагизм в этом искусстве оказывается преодоленным. И тут как раз Моцарт вносит ясно выраженную идею ДИС-гармонии. Ясную, но - парадоксально - завуалированную. Об этом мы с Вами уже рассуждали (в связи с гибелью канона в Cosi fan tutte)/
серендипитичностьheelzaaMarch 30 2013, 04:42:01 UTC
Кажется, это из Пятигорского: стечение обстоятельств, которое неожиданно оказывается приятным (в моем случае - тем, что рождает новые смыслы :)).
Насчет недоопределенности понятий согласна с Вами: в определенном смысле "трагические ощущения" - оксюморон. Но меня смущает то, что трагическое Вы имплицитно привязали к дисгармоническому.
P.s. Ивините, что отвечаю с такими задержками: временно без компьютера, выхожу в сеть как придется.
Re: серендипитичностьabelMarch 30 2013, 05:44:25 UTC
Вам совершенно не нужно в чем-то извиняться. :) Я всегда признателен тем, кто комментирует мои сообщения. В сети я прочитал, что серендибит - такой редкий минерал, который имеет очень много цветовых оттенков. *** Да, как-то я невольно ассоциирую трагизм с хаосом и дисгармонией, хотя понятия эти отнюдь не тождественны, но все же как-то связаны. "Век вывихнул сустав". При этом сама форма трагедии может преодолевать ее дисгармоническое содержание. Самый поразительный пример - Шестая симфония Чайковского. Я бы посоветовал Вам прочитать превосходную монографию Л.В. Кириллиной "Реформаторские оперы Глюка" (2006 г.). Там как раз много чего написано о трагическом в музыкальном театре 18 века.
Comments 9
Reply
Какую-то нильсеновскую симфонию я слушал несколько лет назад, и она, кажется, мне даже понравилась. Но Первая симфония - очень слабая вещь. Я даже не знаю, зачем эту беспомощную музыку исполняют и даже записывают.
Reply
Reply
Reply
А вот об этом суждении Вы что думаете: "ну, не приспособлена классицистская музыка (в отличие от барочной) по самой своей природе к передаче трагических переживаний "?
(в силу какой-то загадочной серендибитичности Ваш постинг в моей ленте запараллелился с другим- посвященным различным интерпретациям страстей Христовых, но по касательной захватившим классицизм как муз. стиль. Мне показалось это высказывание созвучным Вашему (с Сати :))
Reply
С тезисом "ну, не приспособлена классицистская музыка (в отличие от барочной) по самой своей природе к передаче трагических переживаний " не согласен, но тут надо сначала договориться о том, что такое "трагическое". Ибо это понимается очень по-разному. Да и после этого обсуждение темы может вылиться в томы и томы. Сюда явно не вместится.
Но то, что классицизм исходил из принципа Гармонии, утверждать можно, и трагизм в этом искусстве оказывается преодоленным. И тут как раз Моцарт вносит ясно выраженную идею ДИС-гармонии. Ясную, но - парадоксально - завуалированную. Об этом мы с Вами уже рассуждали (в связи с гибелью канона в Cosi fan tutte)/
Reply
Насчет недоопределенности понятий согласна с Вами: в определенном смысле "трагические ощущения" - оксюморон.
Но меня смущает то, что трагическое Вы имплицитно привязали к дисгармоническому.
P.s. Ивините, что отвечаю с такими задержками: временно без компьютера, выхожу в сеть как придется.
Reply
В сети я прочитал, что серендибит - такой редкий минерал, который имеет очень много цветовых оттенков.
***
Да, как-то я невольно ассоциирую трагизм с хаосом и дисгармонией, хотя понятия эти отнюдь не тождественны, но все же как-то связаны. "Век вывихнул сустав". При этом сама форма трагедии может преодолевать ее дисгармоническое содержание. Самый поразительный пример - Шестая симфония Чайковского.
Я бы посоветовал Вам прочитать превосходную монографию Л.В. Кириллиной "Реформаторские оперы Глюка" (2006 г.). Там как раз много чего написано о трагическом в музыкальном театре 18 века.
Reply
Leave a comment