В отношении этой симфонии я сторонник расхожего общепринятого мнения - это самая "венская" симфония из всех симфоний вообще. Если бы не существовало ТВ (с его кинопутешествиями) и фотографии (с их фотоальбомами городов и стран), то эта симфония, наверное, тогда наилучшим образом репрезентовала бы Австрию и Вену в частности. По крайней мере мне, когда я гулял по предгофбургскому лугу она мне непостижимым образом вспоминалась (мне повезло - я был в какие-то моцартовские празднества и там кругом сновали ряженные под 18 век юноши, зазывавшие на концерты, разьезжали старинные кареты с туристами и все это под звуки венских вальсов и мелодий, испольняемых муниципальными оркестрами).
У меня к симфониям Шумана недоуменное отношение. Тематизм прекрасный, но инструментовку эту я не выношу чисто физически. Раздражает страшно. Голова начинает болеть. А вот у Шуберта с оркестром - полный блеск.
Не знаю, я не испытываю такой идиосинкразии к шумановскому оркестру. Но я не музыкант и могу просто многого не слышать. Меня у Шумана иногда смущает некая расплывчатость формы (в сочинениях крупной формы).
Есть версия, что инструментовка симфоний Шумана определялась архитектурой зала (церкви), где они исполнялись и на исполнение в котором они изначально ориентировались. Архитектура эта вполне определенным образом искажала звучание медных духовых (т.е. в наше время необходима обратное преобразование частотной характеристики с учетом этих искажений). То, что Шуман умел оркестровать доказывает его великолепная работа в Геновеве, Сценах к Фаусту, да и в Манфреде тож... .
"таким отрицаниям, как проявлению стилистической (и, стало быть, психологической) несовместимости. Исходя из этой несовместимости, можно ошельмовать все, что угодно, да еще подвести под это (при желании и при умении) теоретическую базу." Очень точно, я, кажется, тоже пришёл к такому выводу, хотя подчас и склонен поддаваться несовместимости и даже подводить под неё базу.
Comments 19
Если бы не существовало ТВ (с его кинопутешествиями) и фотографии (с их фотоальбомами городов и стран), то эта симфония, наверное, тогда наилучшим образом репрезентовала бы Австрию и Вену в частности. По крайней мере мне, когда я гулял по предгофбургскому лугу она мне непостижимым образом вспоминалась (мне повезло - я был в какие-то моцартовские празднества и там кругом сновали ряженные под 18 век юноши, зазывавшие на концерты, разьезжали старинные кареты с туристами и все это под звуки венских вальсов и мелодий, испольняемых муниципальными оркестрами).
Reply
Reply
А вот у Шуберта с оркестром - полный блеск.
Reply
Reply
с учетом этих искажений).
То, что Шуман умел оркестровать доказывает его великолепная работа в Геновеве, Сценах к Фаусту, да и в Манфреде тож... .
Reply
Reply
Reply
Reply
Очень точно, я, кажется, тоже пришёл к такому выводу, хотя подчас и склонен поддаваться несовместимости и даже подводить под неё базу.
Reply
Reply
Leave a comment