"Среди постоянных посетителей Кристал-Пэлис бытует мнение, что исполнение Симфонии до мажор Шуберта является его визитной карточкой.
Тщательно разработанный план исполнения симфонии - шедевр сэра Джорджа Гроува, и г-н Маннс всегда награждается особенными овациями в конце концерта. Оркестр поднимается до невероятных высот в этой работе, и я считаю своим долгом продемонстрировать заинтересованность и удовольствие, опасаясь, что сэр Джордж, прочтя мои сокровенные мысли, впредь перестанет раскланиваться со мной. Хотя мне кажется, что это просто безнравственно - представить публике столь убедительное описание всех многочисленных прелестей и чарующих сторон этой поразительной симфонии и, с другой стороны, не сообщить им прискорбной истины, что никогда более раздражающе безмозглого сочинения не было доверено бумаге. Придя в себя после столетней годовщины Россини, я не мог не думать, выслушивая эту грубую нарочитость и часто обрываемые в последней части кульминации, насколько лучше Шуберта мог соорудить подобную сентиментальность такой лукавый музыкант как сочинитель "Танкреда". Здесь огорчало все - и примитивный механизм воздействия, и непогрешимая уверенность в том, что музыка доведет вас до кульминации ровно за шестнадцать тактов, равно как и холодный расчет, с каким пущены в ход все трюки.
Бедный Шуберт, он смеялся над увертюрами Россини и даже пародировал их, здесь же он сам нагромоздил одно крещендо за другим, ускорение после быстрого темпа, с абсурдной убежденностью, что если он как следует поторопится, то обгонит Моцарта и Бетховена, к которым не смог приблизиться ближе, чем на тысячу миль, ни один музыкант, каким весомым ни был его вклад в искусство. Я с уважением отношусь к тому мужеству, с которым сэр Джордж ввязался в сражение за Шуберта в Англии, но сейчас, когда сражение выиграно, я непроизвольно отступаю, чувствуя, что каждый художник, к какому бы виду искусства он ни относился, может занять высокое место, заплатив за него головными усилиями, но Шуберт не заплатил эту цену. Это надо признать, и мы можем играть Симфонию до мажор до посинения: я буду не первым, кому она надоест".
(23 марта 1892 г.; цит. по кн. Б. Шоу. О музыке.- М.: АГРАФ, 2000.- С. 181-82.)
Ну что тут скажешь... Лет 20 тому назад, прочитав эту филиппику, я страшно обиделся за Шуберта и написал: "в какую же грязную лужу сел this prominent playwriter!", но с годами я стал относиться к таким отрицаниям, как проявлению стилистической (и, стало быть, психологической) несовместимости. Исходя из этой несовместимости, можно ошельмовать все, что угодно, да еще подвести под это (при желании и при умении) теоретическую базу.
Критические стрелы Шоу попадают в определенные стороны романтической эстетики (т.н. "сентиментальность"), которая, как я понимаю, была ему чужда (во всяком случае как драматург он явно антиромантичен), несмотря на вагнерианство (тоже своего рода парадокс).
Он издевается и над симфониями Шумана:
"Симфонию Шумана [4-ю]можно было бы исполнить и более тонко, но результат, боюсь, окажется таким же в любом случае. Я не могу понять, как мы можем серьезно воспринимать и себя и Шумана, учитывая, что вся вторая половина его творчества настолько натужна и неумела, что ее трудно переносить. Жаль, что никому не пришло в голову выбрать из симфоний Шумана все пристойные отрывки и объединить их в единую инструментальную фантазию (Воспоминание о Шумане, как назвали бы такой опус военные оркестранты), так чтобы мы могли наслаждаться ими, не продираясь сквозь отдельные произведения, в которых на протяжении трех четвертей всего звучания можно восхищаться одной только прискорбной настойчивостью автора. Мы все глубоко уважаем Шумана; но не в природе человека отказать себе в удовольствии хотя бы иногда пояснить, что как энтузиаст музыки он более велик, чем как созидающий композитор. Если бы у него была гениальность Россини, или у Россини его совесть, какого композитора мы бы получили!".
(2 марта 1892 г.; там же, стр. 185.)
Конечно, всё "неверно" (о Россини тоже, между прочим, как о "бессовестном" музыканте), но чувство юмора покоряет.
Но вот по поводу некоторых духовных сочинений Шуберта (которые никак не вызвали его похвалы) он замечает:
"...как можно сравнивать такую религиозную музыку с "Волшебной флейтой" Моцарта, например, которая считается не более чем светским зингшпилем!".
(18 марта 1891 г.; там же, стр. 183.)
А вот тут я согласен - в оценке "Волшебной флейты" и отрицании расхожего мнения о ней. Кстати говоря, это мнение непонятно как возникло, ибо (как на это указывает Эйнштейн) еще Сальери, которого глупая молва обвиняет в отравлении Моцарта, назвал "Флейту" operone.
ЗЫ. Сэр Колин Дэвис, исполняя Девятую симфонию, соблюдает все повторения (обычно игнорируемые), так что симфония длится более часа (!).