Ну пошло, поехало... (как любила говорить моя мама).
Затянул меня в свою воронку скромный линцский органист. Так, глядишь, я и Вагнера опять начну слушать, это чудище ненасытное, Фафнероклингзоровотана среди композиторов.
Слушал Пятую, "симфонию борьбы за веру", в самой моей любимой записи Ф. Конвичного с лейпцигским Гевандхаусом. Этерновская (ГДРовская) двойная пластинка в черном конверте:
Нет, это поразительно. Не знаю ничего более мистического в музыке, чем переход от экспозиции к разработке в первой части. И когда слушаешь, часто вспоминаешь евангельское "Страшно впасть в руки Бога живаго". Или гегелевскую мысль в конце "Учения о сущности", что "сущность Бога - это бездна". Вообще философы, ассоциирующиеся у меня с Брукнером, суть Спиноза и Николай Кузанский. Между прочим, Соллертинский в своих подготовительных заметках о Брукнере записал загадочно: "Бах - Спиноза - Пруст".
Приведу запись из дневника Рихтера (1980 г.):
30/IV (днем) Памяти Теофила Рихтера
запись
Брукнер
Пятая симфония B dur
дирижер: Франц Конвичный
(два раза)
....................................
Слушаю впервые. В прекрасной записи, но симфония чрезвычайно трудна, во всяком случае при первом прослушивании. Поэтому слушали дважды (и тоже с трудом). Мне особенно, опять же из-за повысившегося слуха - я теряю тональности и начинаю искать и путаться. Это очень мучительно.
Думаю, что для приглашенных это был весьма напряженный урок познания (хотя Тамара Дударева усилием воли и внимания пыталась вникнуть в это неимоверное (и по длине) сочинение (а она ведь только любитель музыки), не знаю, как другие...). Эту симфонию следовало бы изучать. Замечательны аккорды духовых под властной палочкой Конвичного.
Да, немилосерден был С.Т. к своим гостям.
Я думаю, что в этой симфонии лучший брукнеровский финал (еще два превосходных финала в Седьмой и Четвертой, а вот в Восьмой, при всем ее нечеловеческом величии, финал значительно уступает предыдущим частям).