Для меня Брукнер совершенно особый композитор, "чистая музыка", которая так затягивает в свое пространство, что ощущаешь реально этот прорыв в иное и пребывание в нем. Пожалуй, один из немногих для меня композиторов, когда я, слушая, совершенно отключаю свой музыкально-аналитический аппарат.
Я думаю, что для анализа это весьма сложный композитор (мягко говоря).Я люблю Брукнера с 16 лет. Восьмая тогда сразу меня захватила. А в 14, когда я на афише очередного абонементного концерта увидел его имя, я подосадовал: "Вот еще! Какой-то там БРУНКЕР!" :) Тогда я в первый раз вообще его услышал: Элиасберг играл 7-ю. Разумеется, я ничего не понял, но интерес появился. И очень кстати пришлась прекрасная брошюрка Л. Раппопорт о Брукнере, и когда я поймал на радио 8-ю, то всё - был пленен. В последнее время я, правда, избегал его слушать почему-то. Как Вагнера и Малера.
Так я именно его и имел в виду. Я хоть и не профессионал, но тоже (часто инстинктивно) прослеживаю форму, т.е. именно как и что соединяется. И я еще имел в виду чрезвычайную гармоническую и контрапунктическую сложность музыки Брукнера. Но я никогда не пытался даже просто следить по партитуре слушая его симфонии.
Мы только недавно с другом говорили о том, что Брукнер - особый композитор в том смысле, что его музыка как бы более объективнаа, внеперсональная, надличностная, чем у большинства авторов XIX-XX столетий. Это роднит его с доромантическими авторами (с одной стороны) и с некоторыми композиторами XX века (Мессиан, например) - при всей относительности подобных сравнений.
Я думаю, что особость Брукнера состоит в том, что он создал симфонию-миф в параллель вагнеровской опере-мифу. Но миф не надличностен, а надсубъективен.
И еще одно совпадение: читаю ленту, и прямо над Вашим постом один из френдов приводит цитату из Кьеркегора: "[...]Такое изучение представляет собой ужасающее изобретение церкви, которая стремится защитить себя от Библии и внушить нам, что мы можем быть добрыми христианами, не принимая Библию слишком всерьез. О, бесценная наука, что бы мы без тебя делали? Страшно впасть в руки живого Бога. И даже страшно просто остаться наедине с Новым Заветом»
Музыка Брукнера рождает какие-то мистические поля, вероятно: скрытые связи мироздания становятся чуть более осязаемыми :)
В Скерцо 5-й симфонии осуществлен "предварительный" синтез тем предыдущих частей: первая тема есть инобытие первой темы Adagio, а в среднем разделе явно слышна главная тема 1-й части.
Очень люблю эту симфонию, она была первой, которую я полюбил. Поначалу в трофейной записи Фуртвенглера, а потом и во многих других. Записи Конвичного, о которой тут идёт речь, я не помню, хотя она у меня есть. Надо переслушать.
Comments 14
Reply
В последнее время я, правда, избегал его слушать почему-то. Как Вагнера и Малера.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
И еще одно совпадение: читаю ленту, и прямо над Вашим постом один из френдов приводит цитату из Кьеркегора: "[...]Такое изучение представляет собой ужасающее изобретение церкви, которая стремится защитить себя от Библии и внушить нам, что мы можем быть добрыми христианами, не принимая Библию слишком всерьез. О, бесценная наука, что бы мы без тебя делали? Страшно впасть в руки живого Бога. И даже страшно просто остаться наедине с Новым Заветом»
Музыка Брукнера рождает какие-то мистические поля, вероятно: скрытые связи мироздания становятся чуть более осязаемыми :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment