Последние числа января стали свидетелями серьезных изменений на политическом Олимпе Дагестана. Приказом Президента РФ временно исполняющим обязанности главы Республики Дагестан был назначен депутатом Государственной Думы VI созыва Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович.
С Рамазаном Гаджимурадовичем мы знакомы с 90-х годов, когда он был еще заместителем Председателя Совета Федерации и первым заместителем министра России по делам национальностей и региональной политике. На протяжении всей его политической карьеры мы находились в контакте, посещали личные мероприятия друг друга, постоянно поддерживали связь. Поэтому узнав о новом назначении, я по телефону поздравил Рамазана Гаджимурадовича и пожелал ему сил и успехов на новой должности.
На самом деле, решение проблем "дагестанского узла" сегодня имеет первоочередное стратегическое значение для России. Эта самый крупный мусульманский субъект Федерации с множеством внутренних противоречий этнонационального, религиозного и социокультурного характеров. Дагестан - ключевой регион Северного Кавказа и от решения его первоочередных проблем зависит будущее национальной безопасности России не только на Юге, но и в принципе. К острым проблемам Республики Дагестан следует отнести страшно высокий уровень коррупции и, как следствие, сильное социальное расслоение в обществе; фрагментацию дагестанского социума и антогонистические позиции некоторых его частей по отношению друг к другу; продолжающейся экономический спад и дотационность, которая не укладывается ни в какие границы; рост радикализации дагестанской молодежи; некоторые проблемы этнонационального характера и т.д. В результате в российской научно-публицистической среде все чаще стали использовать такие выражения, как "дагестанизация" и "дагестанский синдром"
Здесь следует отметить, что Рамазан Гаджимурадович - это, пожалуй, самый опытный кавказский политик федерального уровня. Факт то, что у него есть политическая воля, ровно как то, что он в наименьшей степени ангажирован какими-либо клановыми интересами; известен, как человек принципиальный и добросовестный. Тем не менее, перед ним стоят огромные задачи, и сегодня сложно судить, насколько он с ними справится (чтобы решить эти проблемы в условиях Дагестана, наверное, нужен бетмэн-супермэн). И, конечно же, это дело не одного человека, а всего дагестанского общества.
Я надеюсь, что опыт Рамазана Гаджимурадовича и его политическая воля помогут ему выстроить правильную стратегию внутридагестанской гармонии. Рамазана Гаджимурадовича нельзя назвать человека с религиозным складом ума, но, насколько я знаю, он человек верующий. Это очень важно на дагестанской земле, где сегодня Ислам занимает все более и более значимое место. Люди должны верить своему лидеру и быть уверенны, что он разделяет с ними единые ценности. Хочется надеется, что этим человеком станет Рамазан Гаджимурадович, что изменения, которые он принесет с собой, станут началом выхода Дагестана из лабиринта смуты. Это очень важно, как для российской Уммы, так и для государства в целом.
Читайте также:
Панамский канал на Северном Кавказе? Российская гражданская нация VS Национальный вопрос Поездка в Дагестан