В декабре этого года в России планируется утвердить стратегию в области межэтнических (межнациональных) отношений на ближайшие годы. Таким образом, признав наличие проблем в этой сфере, государство планирует реализовать свое видение их решения. При этом впервые вводится понятие «российская гражданская нация», которое в условиях пестрой этнической картины становится «роадмапом» при решении «национального вопроса».
![](http://ic.pics.livejournal.com/abdul_vakhed/50851527/372003/372003_600.jpg)
Памятник Минину и Пожарскому
Проект раскрывает понятие российская нация, как сообщества граждан Российской Федерации разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою гражданскую общность и политико-правовую связь с российским государством. Также дается понятие общероссийской гражданской идентичности. Это общее для граждан России осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации.
Стратегия был разработан 27 сентября 2012 года на заседании рабочей группы по подготовке Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Советом по межнациональным отношениям при президенте РФ, которую возглавляют два бывших министра, занимавшиеся межнациональными отношениями - Вячеслав Михайлов и Рамазан Абдулатипов. Стратегия заменит прежнюю «Концепцию национальной политики» РФ, которая была принята еще в 1996 году. Всего около месяца дается на обсуждение одного из самых важных документов для России, и, наверное, эта спешка по-своему оправдана.
![](http://ic.pics.livejournal.com/abdul_vakhed/50851527/371598/371598_600.jpg)
Тут дело в том, что «национальный вопрос» в российском обществе достаточно долгое время оставался без должного внимания. Это привело к тому, как выразился Абдулатипов, что «один выстрел из газового или травматического пистолета может поставить два народа на грань войны!».
Проблем, действительно, много. Они имеют этнокультурные, религиозные и иные предпосылки, что, при отсутствии надлежащего внимания со стороны государственных и общественных институтов, провоцирует хаотичные процессы, нередко становящиеся инструментарием в руках общественно-политических деятелей сомнительного характера. Поэтому важным в новой Стратегии, на мой взгляд, было то, что параллельно введению понятия «российская гражданская нация», документ также признавал многообразие российского общества, а также подведение соответствующей правовой базы в самых различных аспектах. Так, например, Стратегия предполагает:
- учет этнических и религиозных аспектов в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и системе исполнения наказаний;
- разработку общественно-государственной системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
- вовлеченность этнокультурных и религиозных организаций и их лидеров в деятельность по противодействию экстремизму и др.
![](http://ic.pics.livejournal.com/abdul_vakhed/50851527/372292/372292_600.jpg)
Между тем, известно, что муссированием «национального вопроса» грешат и некоторые СМИ. Поэтому мониторинг печатных и электронных, государственных и частных, федеральных и муниципальных СМИ вижу вполне оправданным и, быть может, заслуживающим особого внимания.
Отдельно стоит миграционная часть Стратегии, которая достаточно реалистично подошла к вопросу внешней миграции. Этому вопросу полностью посвящен пункт 23.7 проекта Стратегии, затрагивающий проблемы незаконной миграции, адаптационных центров и совершенствования правовой базы. Все это очень важно для того, чтобы понятие «российская гражданская нация» не осталось пустым звуком на бумаге.
В целом, нужно признать, что, не смотря на ценность декларируемых Стратегией критериев и подходов, они в условиях России не являются чем-то уникальным. Проблемы в армии, в миграционной политике, противодействия экстремизму в молодежной среде, вопросы культурно-исторического развития национальных меньшинств в том или ином формате ставились на достаточно высоком уровне и ранее; предлагались решения этих проблем и вопросов (хотя, нужно признать, что далеко не все эти решения можно назвать адекватными).
Просмотрев проект Стратегии, я понял, что главное значение при решении «национального вопроса» будет иметь тот факт, насколько эффективным и непредвзятыми будут механизмы реализации этих критериев и какие профилактические процедуры будут проводиться параллельно мониторингу и фактической борьбе с экстремизмом.