IBMicrosoft -- глава 3: "а почему аборигены съели Кука?

Sep 01, 2007 13:30

Молчит наука.
...
Хотели кушать и съели Кука".
(с)

Это продолжение - остальные главы монументального исторического полотна "IBMicrosoft", написанного малоизвестным автором  в жанре детктивного романа с эпилогом прологом и вклееными в золотой корешок картинками  см. 1, 2 и 4

В контексте одного из эпизодов первого этапа становления совместного предприятия IBMicrosoft, о которых ранее тут упоминалось, у некоторых читателей возникали недоуменные вопросы типа, "а почему руководитель Digital Research не сбросил цену?"-- dm.CaT:

продавать дешёво они не могли себе позволить, а вообще не продавать, из-за того, что их выбивают конкуренты - это да, это пожалуйста. Такое ощущение, что автор считает, будто каждую продаваемую копию надо писать с нуля. ;)

В сам деле, почему так?  Если Гейтс назначил для продажи с платформы IBM PC цену за передраную OS в 40 долларов, то почему бы  создателю оригинального продукта не поставить такую же, если и не еще меньше?

Возможно это место сообщения - которой  стало предметом вышецитированных  комментариев   - станет понятнее если напомнить близкого смысла более позднюю по времени (15 лет спусты после памятного пуска IBM PC) ситуацию, во многом тем ни меее  аналогичную, когда все тот же "паровой каток" Билла Гейтса проехал по незадолго перед тем созданной Джим Кларком (ранее основавшим Silicon Graphics) компании Нетскэйп.

Ниже приводится посвященный рассмотрению деталей ровно этого эпизода фрагмент в одной из книг близкой темы. Раздел одной из тому посвященных глав книги так и назывался: Поворотная точка войны браузеров
_________________

Согласно объективной статистике, из ежемесячных отчетов Интернет-сервис-провайдеров (ISP) следовало, что поворотной точкой в той несостоявшейся по сути войне браузеров оказалось "жаркое лето" 1996 г.:

Месяц 1996 г.
Рыночные доли, %
Netscape Navigator Microsoft Internet Explorer Май 83,2 7,0 Июнь 78,2 8,3 Июль
72,6

15,8
Август
62,7

29,1
Источник: Inters Corporation.
К октябрю 1996 г. ситуация окончательно прояснилась. К примеру, Боб Ней (Bob Ney), основатель и технический руководитель одной из наиболее быстро развивавшихся тогда северо-калифорнийской ISP компании, разъяснял автору этих строк общую обстановку в своем e-mail:

...В качестве Интернет-сервис-провайдера я собирался предоставлять пользователям, кроме собственно физического соединения их с Интернетом, также функционально завершенный пакет необходимых для этого программ.

Обратился сначала, разумеется, в компанию Netscape. Они говорят, что готовы предоставить мне возможность настраивать их продукт на мои требования, если заказ превысит 2500 копий заказываемых программ за первый год контракта, при цене 17 долл. за копию.

Отвечаю им: хорошо, могу пойти на это. Тогда они уточняют: пожалуйста, вышлите чек на половину общей суммы Вашего годового заказа сразу.

Но позвольте, это же $21,250 долл. Для меня, относительного небольшого ISP, это означает необходимость залезать весьма глубоко в мои финансовые резервы...

Тогда обратился в Microsoft. Они говорят, что будут рады выслать мне весьма привлекательный, на мой взгляд, пакет программ запрашиваемого мною типа, который обладает возможностью полной индивидуальной настройки на требования пользователя, поддерживается операционными системами Win95, Win NT, Win3.1 и включает в себя: Explorer 3, Netmeeting, коммерческий TCP dialer and stack. Кроме того, они включают в этот комплект специализированный сервер для автоматизации процесса регистрации новых пользователей.

Пакет этот они могут поставлять для меня на CD, если предпочту предоставлять его пользователям таким образом. Он конфигурируется с помощью встроенного wizard за считанные минуты. Иными словами, это очень удобный пакет программ с встроенной системой его установки у пользователя.

Согласен, говорю им, все это конечно прекрасно, но сообщите, пожалуйста, сколько это стоит?

Отвечают, что все это поставят бесплатно. Раздавайте, ради бога, пакет сво-им пользователям в тех объемах, какие только сами в состоянии освоить. "Кушайте на здоровье"- сколько влезет!

Суть в том, что Microsoft - огромная компания, которая может себе, видимо, позволить вбухать сотни миллионов долларов в разработку, продукты которой будет потом раздавать бесплатно.

Netscape, с другой стороны, вынужден искать возможность получить хоть немного денег за те продукты, которые создает. Это все понятно, но... думаю ведь в первую очередь о своем бизнесе, а потому и предпочел программное обеспечение Microsoft. Таким же образом, видимо, рассуждают и остальные ISP.

October, 1996:
X-Sender: bney@mail2.quiknet.com
To: view@netvalley.com
From: Bob Ney
Date: Tue, 8 Oct 1996 18:24:41-0700

... As an ISP, I want to give my customers a software package for their use. I contacted Netscape.
- They said they would let be customize and repackage their product, if I committed to buy 2500 the first year at $17 each.
I said OK, I can do that.
- Then they said, great please send your check for 50 % of the moneys due.
That's $21,250. As a small ISP I dont have that available without dipping into my reserves.

I am then contacted by Microsoft and was told they would send me this really nice customization kit, which will build a release for Win95, Win NT, Win3.1 and install Explorer 3, Netmeeting, a commercial TCP dialer and stack. And it has a automated user sign up server built into it.

It will build a CD-ROM image, if I want to distribute that way.

It configures with a wizard in about 5 minutes.

It's seamless and a really good piece of software and installer.

I said that it sounded great, how much?

- No charge. Distribute it all you want to your customers.

Have fun.

Microsoft is such a monster company that they can drop multi millions into development of a product package that they will give away.

Netscape on the other hand actually wants to make a bit of money on their product.

Thinking of myself first, I took the Microsoft software.
So will most other ISP's...
Bob Ney, QuikNet, Inc. Sacramento CA

Source: От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки. М., Радио и Связь. 2004
Чтобы правильно понимать суть содержания вышевоспроизводимого фрагмента главы книги необходимо  вспомнить,  что в то время - середина 90-х годов века минувшего - браузер Netscape был   несопоставимо лучше MS IE и соответственно по доброй воле никто из пользователей Веб бы не согласился отказаться от    NS в пользу IE.

Слабым же местом компании Netscape был её основатель - Джим Кларк. Это был профессор Стэнфорда, который уже по тому именно  - по определению то есть - не должен был заниматься бизнесом.  Однако его очень долго - до создания им на базе ядра команды разработчиков первого в мире полнофункционального браузера Мозаик  предпрития Netscape --  воспринимали как то самое "исключение из правил", то есть как такого "профессора",  который вопреки всем законам мира бизнеса, не ронял немедленно - в одно касание - любое предприятие,  который возглавил. Основание так его воспринимать давала созданная им компания Silicon Graphics.

Конечно это бы не совсем чистый эксперимент. Делов том что Джим Кларк не был "полным профессором" Стенфорда, а читал там некотрое время курс. Однако этого недостаточно чтобы оправдать неспособность его сразу же погубить Silicon Graphics. Эта созданная им компания некоторое время даже процветала. Однако  предприятие  Netscape, создавшее  лучший браузер все времен и народов, он, увы, уронил ...

Какую-то часть из большого  числа откровенно  слабых в бизнес-планировании сторон предприятия Netscape можно повидимому  понять из вышеприведенного - от октября  1996 г. -   письма  мне Bob Ney -- руководителя одного из весьма популярных того времени ISP  -- что однако  не снимает главного вопроса: устоял бы Netscapе пусть даже и со всеми его   бизнес-слабостями, если бы не стал объектом откровенно демпинговой атаки Билла Гейтса.

Поясним, что все браузеры - не исключая и Netscape - и тогда тоже были для конечных пользователей бесплатны.  Предприятие Netscape зарабатывало деньги на сопуствующем браузерам  программном обеспечении (Netscape Server и пр.),  которое продавали организациям, в том числе ISP профиля. Именно по этой их "слабой точке" и нанес "ценовой удар" Гейтс вышеописанным в письме Боб Нея способом.

В итоге Боб, как и многие - а по сути практически все - другие ISP  принял решение: "Thinking of myself first, I took the Microsoft software."

Не пользователи отказались от NS в пользу IE, а те, кто предоставляет им услуги и товары то есть ISP и производители компьютеров стали "встраивать" в свои услуги и аппаратуру IE вместо до того более чем всех устраивавщих NS.

Происходило выщеописанное действо в 1996 году сущности по той же самой причине по которой за 15 лет до того пользователи  первых моделей IBM PC отказались вдруг покупать хорошо им известный  безупречно сделанный продукт Digital Research в пользу  никому неизвестной OS "cделанной" Биллом Гейтсом.

Всякий раз происходило одно и то же -  несопоставимой разнеце качества продуктов Билл Гейтся в обоих случаях противопоставлял ...  демпинговую разницу цен.

То есть, что собственно произошло в 1996 году. Компания IBMicrosoft навязала миру   неспоставимо  худший, чем был на рынке программный продукт и таким образом "убила" не только сам по себе лучший того времени браузер NS, но и поэтапно разрушила лучший того времени коллектив разарабочиков браузеров.

В этой ситуации можно конечно же сколько угодно рассуждать о возможно  имевших или не имевших место недостаточно сильных   сторонах Гарри Килдала, как прелпринимателя. И уж тем более можно  в этом контексте еще раз припомнить что Джим Кларк уже только своим проффессорским титулом может наперед объяснить все свои промахи в бизнесе - как  уже состоявшиеся, так  и те что еще ему предстоит обнародовать.

Однако все это никак не меняет сухой остаток любой из этих - и им аналогичных - историй.

Самой характерной стороной такого рода поворотных точек истории компьютерной индустрии  всякий раз оказывается  социально деструктивная  бизнес-практика Билла Гейтса, который, как общее правило,  "наезжает" на создателей лучшего в мире продукта,  убивает его -  продукт, а порой и вместе с компанией   - чтобы  всучить взамен миру  нечто  "похуже но свое".

Таким образом в очередной раз - на вышеприведенных примерах - можно было бы при желании любому доценту кафедры научного коммунизма показать своим любознательным студентам как именно "монополии тормозят технически прогресс"(с).

Асоциальный - с очевидностью действующий в ущерб потребителям айти продуктов в мире - картель IBMicrosoft уже хотя бы и только по тому должен будет видимо рано или поздно но заведомо стать предметом качественного иного антитрестовского разбирательства. Не того, на разрушении  всех доводов которого юристы этой непростой компании с обоих частей континета  - на Западе  в Редмонде  и на Востоке в Армонке - что называется "собаку съели" и потому играют с правительственнымми чиновниками, пытающимися -- или делающими вид что пытаются --  раз в 10 лет из приструнить, как с младенцами.

До того все будет - почти по любой прорывной точке индустри АйТи - происходить  ровно так, как выше оно было описано и увы только так.

Иными словами, ответ на вопрос любознательных молодых людей из вышепомянутого айти комюнити: а почему аборигены съели Кука? - "почему Гарри Килдалл не сбросил цену"? - крайне прост и наверное всем - во всяком случае после ознакомлений со стилем вышеприведенной игры Микрософт в Нетскейп - понятен.

Столь же ясно конечно же  понимал правила игры в которой ему предложили принять участие и Гарри Килдалл.

Не было у него никакого резону сомневаться в том, что у его партнеров по "переговорному процессу" в любом случае все карманы были забиты козырными тузами  любой - потребной им в тот или иной момент - масти.

По сути приглашением DR на "бал IBM PC" хозяева IBMicrosoft ставили Гаррии Килдалу шахматную вилку. Он проигрывал в случае абсолютно любой его на то их предложение реакции.

Отказался бы принять участие в попытках продажи своей CP/M рядом с продаваемым за бесценок клоном, содранным с его OS - по сю пору вдумчивые молодые люди к примеру с того же вышецитированного коммюнити,  рассуждали  бы что вот мл предоставили Гарри Киндалу  возможность получить еще один канал сбыта, а он сам же от такой благоприятной возможности столь недальновидно отказался.

Принял же поскольку  участие, то и  оказался - для все тех же рассудительных мыслителей с типового айти коммюнити - в положении близорукого скупердяя, который не докадался во-время сбросить цену ... Вот уж они то на месте Гарри Килдала обыграли Билла Гейтса в той ценовой войне, потому как вслед за ним сбросили бы цену хоть до нуля а то и ниже.

Иными словами, дергаться Гарри Килдалу  было в той ситуации абсолютно бесполезно. Он мог принять участие в вышепомянутом спектакле или отказаться, назначить любую - сколь угодно низкую - цену или стоять как собственно и сделал понимая ситуацию на одной  - итог был бы тем же самым.

Потому что в конце концов никто не мог бы помешать IBMicrosoft - в случае стратегической им в том необходимости - поставлять PC DOS и бесплатно тоже.

Заметно более осмысленным являлся бы иной - ровно противоположный вышеназванному - вопрос. В чем была основная для IBMicrosoft цель приглашения Digital Research выставить его CP/M-86 на продажу к IBM PC?

Дежурный ответ который поминают нынче почти во всех версиях истории обсуждаемого эпизода - компания IBM сделала этот "широкий жест" по cовету своих юристов (leagal reasons).

Иными словами, юристы кампании имели все основания ожидать судебной тяжбы с Digital Research и заблаговременно выстраивали себе многослойное алиби.

Полагаю что если в таком объяснении и есть резон то только в очень небольшой степени.

Точнее сказать, это опять всего лишь следующий  все той же серии  "отвлекающий пасс" на публику следующих поколений -- демонстрационная часть игры, с истинным смыслом акции имеющая очень мало, если и вообще хоть какой связи. Но об этом видимо надо пояснить чуть подробнее, а потому в следующий раз.

_________
Оглавление :
Previous post Next post
Up