На прошлой неделе, в ночь с четверга на пятницу, видел я сóн.
Снилось мне в чудном видении, что стою я на торжественном открытии чего-
то большого, социально-значимого и инновационно-нанотехнологического.
Вокруг - пресса, тьма-тьмущая, легион фотокоров, больших государственных мужей, иностранцев, от зависти кусающих айпеды локти.
Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали.
Члены краевого правительства щедро раздавали автографы милостыню интервью, а потом перерезали красную леночку ленточку.
Одним словом - благодать невиданная опустилась на Ставропольский край. А потом кто-то из правительства, то ли это был заместитель правительства Виктор Шурупов, то ли ещё кто, не помню точно, запомнился только смутный лик чиновника в тёмных очках, сказал, что здесь будет сауна торгово-развлекательный комплекс стадион автомобильный завод заложён, назло надменному губернатору Краснодарского края А. Ткачёву соседу.
Затем мысль его продолжил кто-то из свадебных генералов депутатов Государственной Думы. Депутат в частности отметил, что природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море. По словам выступавшего, к этому знаменательному событию Ставрополье готовилось два года. Теперь же, по уверению депутата ГД РФ, сюда, по новым по волнам, все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе, а тем, кто не верит в эти басни - стыд и срам.
Ах, сны, сны… Да уж сколько раз зарекался я верить ночному наваждению, так нет же, в очередной раз повёлся.
И надо же на этот раз сон, пусть и частично, но оказался в руку. Вещим, хоть и не полностью.
Открывали, оказывается, в пятницу не стадион, не школу и не завод, открывали окно в Италию - визовый центр.
В остальном - совпало почти всё, за исключением мелочей.
Но обо всём по порядку.
Сел на диван вечером перед зомбоящиком телевизором. Смотрю сюжет про помпезное открытие в Ставрополе в Торгово-промышленной палате «представительства Генерального Почетного консульства Итальянской Республики и Итальянского визового центра в городе Ставрополе».
Как было сказано по этому случаю в пресс-релизе Торгово-промышленной палаты Ставропольского края, в церемонии открытия «приняли участие Почетный консул Итальянской Республики по СКФО и ЮФО Пьерпаоло Лодиджиани, депутат ГД РФ, президент Торгово-промышленной палаты СК Андрей Мурга, первый заместитель председателя Правительства Ставропольского края Виктор Шурупов, первый заместитель главы администрации города Ставрополя Александр Некристов, представители Итальянского визового центра г. Москвы, бизнес-сообщества, СМИ края.
«Два года мы готовились к этому знаменательному событию. Это результат совместной работы консульства Итальянской Республики, Правительства Ставропольского края, городской администрации и Торгово-промышленной палаты Ставропольского края. Сегодня Италия - один из наиболее близких и надежных партнеров нашего региона, с которым налажено и развивается перспективное сотрудничество по различным направлениям. Мы высоко ценим наши доверительные отношения», - отметил в своем выступлении Андрей Мурга».
Несмотря на присутствие на церемонии и участия в ритуальном разрезании пресловутой красной ленточки чиновника весьма высокого ранга - заместителя председателя правительства Виктора Шурупова, я, сколь не силился, не мог понять, в чём заключается «знаменательность» мероприятия. Конечно, при огромном желании можно и из мухи сделать терамису слона, а открытие визового центра - приравнять по историческому значению вровень с основанием Петром I Санкт-Петербурга.
Видно и вправду поизмельчали чиновники и замыслы их, коли открытию очередного офиса частной коммерческой структуры, специализирующейся на посреднических услугах, обывателю выдают за очередной «прорыв» Ставрополья.
Да, да юридическим статусом новоиспеченного визового центра является общество с ограниченной ответственностью - ООО «Виза Менеджмент Сервис».
Если вы полюбопытствуете и зайдёте на сайт «Итальянского визового центра» - (
http://www.italyvms.ru), то узнаете, что ООО «Виза Менеджмент Сервис» это «официально аккредитованный Генеральным Консульством Италии в Москве и Генеральным консульством Италии в Санкт-Петербурге Визовый центр Италии».
Передача части обязанностей консульских отделов посольств, которые передоверяют оформление виз коммерческим структурам - визовым центрам, «визовый» аутсортинг в последнее время в Росси получило весьма широкое применение.
Несмотря на широкое распространение подобных структур, которые растут что грибы после дождя, сама форма их деятельности неоднократно подвергалась критике как в России, так и в Европейском Союзе.
Три года назад представители Еврокомиссии, хоть и со скрипом, но признались, в том что дополнительная оплата, взимаемая пресловутыми «визовыми центрами» за оформление виз и «консультации» идет вразрез с духом соглашения между Россией и Евросоюзом о визовых упрощениях и является завуалированной формой увеличения консульского сбора.
Признать то признали. Потом пообещали что-нибудь придумать, да тут грянул финансовый кризис еврозоны, который вплотную, вслед Испанией и Грецией, сейчас подбирается уже к Италии, и… решили оставить всё как есть.
В 2010 году новый Визовый кодекс ЕС фактически узаконил коммерческие визовые центры, а вместе с ним и аутсортинг государственных услуг стран Евросоюза.
Как пишет
«Российская газета» в целом «большинство консульских работников, и российских и иностранных, считают, что без привлечения коммерческих структур в "визовом вопросе" не обойтись. Слишком много народу стало ездить по заграницам, консульства просто не в состоянии справиться с наплывом соискателей виз и должны нанимать новых людей и снимать дополнительные помещения, в то время как визовые центры берут на себя всю техническую и бумажную работу».
Позиция евробюроктатии понятна - забот поменьше, деньги платят - те же. Чиновник, что в Европе, что в России одинаков - поменьше нагрузок, побольше пара пиара.
Аутсортинг, дело, конечно, хорошее, перспективное. Вон, господин министр обороны Анатолий Сердюков, пытался в бытность свою, перевести на коммерческие рельсы всю армию и флот, да не вышло.
Хотя идея в целом хорошая, особенно для Европы, где продолжается снижение расходов на содержание госаппарата и принято экономить каждый евроцент.
В самом то деле? Зачем увеличивать расходы на содержание посольств, консульств и диппредставительств европейских стран, зачем увеличивая численность клерков, дополнительного программного обеспечения и нести другие издержки, в связи с увеличением потока туристов в ЕС?
Ведь это могут с лёгкостью сделать граждане России? Не так ли? Пусть они и содержат дополнительный аппарат сотрудник за свой счёт! Поток то, как вы понимаете, идёт односторонний - миллионы россиян едут в Европу, а никак не наоборот.
Помимо претензий к визовым центрам, связанным в основном с дополнительными расходами, которые несут российские граждане, оплачивая работу госаппарата стран ЕС из своего кармана, существует и ещё одна проблема, которая время о времени становится предметом обсуждения в прессе Европы.
Так, например, британская "Daily mail" поведала своим читателям, что ежегодно подается примерно 2,75 миллионов заявок на получение британской визы, из которых два миллиона удовлетворяются. Из этого количества примерно 80 процентов всех заявок поступило всего через две коммерческие фирмы - американскую компанию CSC и транснациональную компанию VFS Global, со штаб-квартирой в Цюрихе. По мнению общественности, и части политиков в Европе, выдача виз - это исключительная прерогатива государства. Ведь речь идёт ни много ни мало - о безопасности страны в условиях реальной террористической угрозы. Общая же тенденция такова, что несмотря на постоянное ужесточение контроля за въездом, с применением биометрических показателей, снятия отпечатков пальцев и сканирования приезжих в аэропортах, опасность въезда опасных гостей в страны Евросоюза только растёт.
Разумеется, когда на кону реальные деньги и прибыль, то о безопасности можно слегла подзабыть. Так, например, в 2009 году в Великобританию прибыла по «студенческим» визам большая группа боевиков Аль-Каиды, планировавшая серию терактов.
По сути евробюрократы, в вопросе выдачи виз в какой-то степени переплюнули бюрократию российскую, взвалив часть обязанностей (и, заметим, ответственности!) со своих плеч на плечи коммерсантов, содержание, которых, не лишним будет повторить ещё раз, по сути оплачивают все российские граждане, выезжающие в Европу.
В 2010 году в Визовом Кодексе ЕС «визовые центра» были названы «внешними поставщиками услуг».
При этом, пункт 15 преамбулы Визового кодекса особо подчеркнул, что, в случае принятия государством решения о сотрудничестве с внешним поставщиком услуг, «оно должно сохранять возможность для всех ходатайствующих лиц подавать ходатайство непосредственно в свои дипломатические или консульские представительства», то есть гражданин имеющий намерение получить визу в любую из стран Евросоюза, может обратиться в посольство или консульство, где получит бесплатно консультацию чиновника, а потом, соответственно, и саму визу.
На деле же картина получается несколько иная. При обращении гражданина клерки-дипломаты вежливо отфутболивают заявителя… Куда? Правильно - в визовые центры. Либо же предлагают взять талон на приём на весьма отдалённый срок - от месяца, до самой отдалённой перспективы.
Житель Ставропольского края, читающий эти строки, должен нервно заёрзать на стуле и как минимум ощутить чувство дежа вю. Что-то знакомое, родное, ставропольское, чертовски знакомое видится в этой ситуации. Не вспомнили? Значит со здоровьем у вас, слава Богу, всё в порядке и ставропольские поликлиники вы посещаете редко.
В родных учреждениях здравоохранения описанное положение с визами повторяется один в один.
Талонов на приём к врачу, как правило, нет.
Извольте пройти в платный кабинет, находящийся под крышей данного медучреждения, где вас за деньги соизволят осмотреть врачи и, может быть, если очень повезёт, даже не нахамят.
Впрочем, не будем о грустном. Как сказал с чувством законной гордости на открытии визового центра, первый заместитель председателя Правительства Ставропольского края Виктор Шурупов, «сегодня был сделан серьёзный шаг вперёд: «Италия теперь открыта не только для деловых кругов, но и для всех жителей Ставропольского края».
К сожалению, Виктор Александрович, не уточнил кого именно «всех» он имел в виду, от души радуясь как ребёнок, что «Италия теперь открыта». То ли Виктор Александрович говорил о всех собравшихся на историческом событии - соли земли ставропольской сливках общества крепких хозяйственниках эффективных менеджерах депутате Госдуме Андрее Мурге, ответственных и не очень ответственных чиновниках краевого правительства и администрации города Ставрополя, представителях «бизнес-сообщества» или действительно о всех жителях Ставропольского края.
Если же В. Шурупов радовался, как и полагает, чиновнику о всём народе, а не его отдельных и лучших представителях, то, скорее всего, зампреду неведомо, что 19,3 % жителей края имеют доход ниже прожиточного минимума. Иными словами говоря, живут за чертой бедности и им, не то чтобы о Римини и Рио-де-Жанейро приходится мечтать, но и поездка в гости к родственникам в Рио-де-Житомир становится в большую проблему.
Хотя, с другой стороны, если посмотреть на ситуацию под другим углом зрения, то представленный метод аутсортинга при оказании госуслуг, мог бы с успехом прижиться на Ставрополье.
Представьте себе, что функции краевого правительства взяла бы на себя частная коммерческая структура. И дешевле, и надёжнее, и ответственнее. Клерки будут ходить на службу, выполнять рутинную работу, а наиболее важные и ответственные обязанности вроде разрезания красных ленточек, возжигания факелов при подведении к селу газопровода за счёт населения, сидение в президиумах с важным и умным лицом - пусть остается за госчиновниками.
Да и тяжёлую работу депутатов Госдумы надо как-то облегчить. Вот, к примеру, Андрей Мурга, пашет как стахановец и в Думе, и в Торгово-промышленной палате? Причём одновременно.
Шутка ли сказать - сидеть на двух стульях?
Не каждому такой подвиг и под силу.
Так пусть коллеги Андрея Юрьевича, придумают какой-нибудь закон новый, чтобы депутатов в Думе подменял дублёр, а в Торгово-промышленной палате текущими делами может заниматься специально нанятый эффективный менеджер. Тогда и времени у Мурги останется больше, чтобы о России и народе думать, а также для поездок к Италию с целью дальнейшего изучения опыта.
Вот и сказочке конец, а кто слушал - оболенец молодец.