Вот как рассуждал в начале 20-х годов о преступлении и наказании активный большевик Николай Васильевич Крыленко, имевший громадную "юридическую" практику в годы гражданской войны на посту Председателя Революционного трибунала.
Крыленко придерживается правового ультрапозитивизма, а в начале полемизирует с позитивизмом. Ничего такого специфически большевистского, кроме указания на классовую природу закона, в его юридических взглядах нет.
Чтобы опровергнуть Крыленко, надо опровергнуть правовой позитивизм, господство которого выходит далеко за пределы коммунистических государств.
Интересное замечание! А чем правовой ультрапозитивизм отличается от правового большевизма? И куда отнести утверждение, что "жизнь вовсе не такое ценное благо"? И вот такое положение, в сабже неиспользованное: "А между тем применять наказания с целью устрашения, «чтобы другим неповадно было», полезно и отрицать значение террора, мы -в практике судебной работы отнюдь не можем. И маниловские теории, что террор не устрашает - отбрасываем, как опровергнутые действительностью"?
Кстати, я не собирался "опровергать" Крыленко, только показать.
Как ни странно, радикальный правовой большевизм выходит за рамки позитивизма. Он возвращается, в извращённом виде, к естественному праву, которое называет «революционным правосознанием», с классовой, понятно, природой. Т.е., он не связан законом.
Крыленко, по крайней мере, в приведённых цитатах, до такого радикализма не доходит, оставаясь позитивистом - в тех условиях анархии это, полагаю, было меньшим злом.
Жизнь - для многих не самое ценное благо. Многие больше ценят спасение души или честь.
Задачу устрашения решают все классические правовые системы. Как раз социалистическое право, в более вегетерианские времена, от неё отказалось, объявив особенностью буржуазного права.
Спасибо. А что посоветуете почитать, чтобы научиться самому находить и понимать отличия правового большевизма от правового позитивизма? Есть ли работы с прямым сопоставлением?
<Жизнь - для многих не самое ценное благо. Многие больше ценят спасение души или честь>
Вы полагаете, что Крыленко объявлял жизнь не самым ценным благом, думая о спасении души или о чести?
Мой дед учился в гимназии в одном классе с младшим братом Николая Крыленко Владимиром, бывал у них дома, знал их отца, акцизного чиновника. Потом дед с этим Владимиром устроили в 1905 году в гимназии революцию и их выгнали с волчьими билетами.
Повезло. А вот Владимира не обошли вниманием; еще раньше, чем братца, взяли и оприходовали раньше. А за что сажали деда несколько раз? 20-е вроде бы не были сугубо беспощадными?
Нарком Крыленко и такое ценное благо.livejournalSeptember 15 2013, 18:44:43 UTC
Пользователь kharoozo сослался на вашу запись в записи « Нарком Крыленко и такое ценное благо.» в контексте: [...] СССР. Расстрелян 28 июля 1938 года. Про правовой большевизм и ультрапозитивизм-ультраобъективизм [...]
Comments 38
Reply
Reply
Reply
Reply
Чтобы опровергнуть Крыленко, надо опровергнуть правовой позитивизм, господство которого выходит далеко за пределы коммунистических государств.
Reply
И куда отнести утверждение, что "жизнь вовсе не такое ценное благо"?
И вот такое положение, в сабже неиспользованное:
"А между тем применять наказания с целью устрашения, «чтобы другим неповадно было», полезно и отрицать значение террора, мы -в практике судебной работы отнюдь не можем. И маниловские теории, что террор не устрашает - отбрасываем, как опровергнутые действительностью"?
Кстати, я не собирался "опровергать" Крыленко, только показать.
Reply
Крыленко, по крайней мере, в приведённых цитатах, до такого радикализма не доходит, оставаясь позитивистом - в тех условиях анархии это, полагаю, было меньшим злом.
Жизнь - для многих не самое ценное благо. Многие больше ценят спасение души или честь.
Задачу устрашения решают все классические правовые системы. Как раз социалистическое право, в более вегетерианские времена, от неё отказалось, объявив особенностью буржуазного права.
Reply
<Жизнь - для многих не самое ценное благо. Многие больше ценят спасение души или честь>
Вы полагаете, что Крыленко объявлял жизнь не самым ценным благом, думая о спасении души или о чести?
Reply
Reply
Reply
Reply
А за что сажали деда несколько раз? 20-е вроде бы не были сугубо беспощадными?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment