Норвегия 2015. Часть 1/? - Дороги, города, финансы.

Jul 27, 2015 14:37


Стань моей душою, птица, дай на время ветер в крылья,
Каждую ночь полет мне снится - холодные фьорды, миля за милей;
Шелком - твои рукава, королевна, белым вереском вышиты горы,
Знаю, что там никогда я не был, а если и был, то себе на горе;
Мне бы вспомнить, что случилось не с тобой и не со мною,
Я мечусь, как палый лист, и нет моей душе покоя;
Ты платишь за песню полной луною, как иные платят звонкой монетой;
В дальней стране, укрытой зимою, ты краше весны и пьянее лета.

Мельница - Королевна

Вводнaя ремарка:
- Все пересчеты крон (NOK) в евро сделаны в момент написания поста по курсу гугла (Запрос XXX NOK = EUR)



Полноразмерная карта есть по клику ;)

Оглавление части:
   - Дорога/перелет.
   - Дороги и велодорожки.
   - Тоннели.
   - Города. Люди. Городская среда.

Мы вернулись с нашего большого путешествия по Норвегии. До самой последней минуты я не мог поверить, что всё у нас получится. И каждое утро, просыпаясь в палатке, я не верил, что мы тут. В одной из самых красивых стран планеты, что у нас, буквально в ста метрах от палатки фьорд или водопад, что мы делаем это!
Обычно я пишу отчёты по походам в рамках пост-день, но в этот раз произошло много всего разного, были дни перегонов, когда мы просто вкручивали по трассе, были дни, когда мы отдыхали. Более того подробно описать все 17 дней путешествия, как обычно, не хватит ни сил, ни времени. Поэтому постараюсь вместить всё-всё-всё в один огромный пост (хотя, скорее всего будет их два. Т.к. у ЖЖ есть ограничения на размер поста). Пост буду структурировать по подразделам - направлениям. Попытаюсь вспомнит всё и рассказать, как прекрасна эта страна.

Дорога/перелет.

Пожалуй, начать стоит с дороги туда-обратно. Именно с этого началось путешествие.
Туда ехали поездом Минск-Вильнюс и летели Вильнюс-Берген, назад - Ставангер - Вильнюс + Вильнюс - Минск поезд. Расчетная таблица цен ниже:

Направление
Перевозчик
Цена билета
Доп. плата за выбор места
Провоз велосипедов
Провоз багажа
Итого

Minsk-Vilnius
БЖД
14
0
0
0
14

Vilnius - Bergen
WizzAir
18
3
30
30 = (45 багаж + 15 крупная руч. кладь) /2
81

Stavanger - Vilnius
WizzAir
45
3
30
30 = (45 багаж + 15 крупная руч. кладь) /2
108

Vilnius - Minsk
БЖД
14
0
0
0
14

Итого
217

Цены указаны в евро на момент оплаты. Т.е. 217 Евро на одного в обе стороны. И 434 на двоих. Это ещё повезло и у визза была традиционна деньрожденческая акция - два билета по цене одного. При этом мы отдали по дополнительным 3 евро за выбор мест в носовой части самолёта, что позволило быстрее выйти по прилёту и меньше трястись при перелете ) Багаж мы брали один на двоих, поэтому такая хитрая система расчёта багажа. Кроме того, дополнительно, на всякий случай, мы брали одну крупную ручную кладь, которая нам не пригодилась. Т.о. на перелете можно было сэкономить ещё 15 евро на каждого, или 30 евро всего.

Перелёт/переезд, примерно, четверть нашего бюджета на поездку.

В поезде велы ехали, как обычно - снятое колесо, упакованные в чехол, но в самолете отправлять их таким способом было бы очень не предусмотрительно. Фото-сессия сборки состоялась только по прилёту назад в Вильнюсе, но сути это не меняет. Подробное описание перевоза велов самолётом, я публиковал ранее: http://abadonne.livejournal.com/378145.html

Дороги и велодорожки.




Т.к. в этот раз мы путешествовали на велах дальше будет про дороги и вело-инфраструктуру. Всего в седле, судя по показаниям моего одометра (он был обнулен в аэропорту Бергена после сборки велосипеда) по Норвегии я накатал 531 км ровно. Оленька, чуть больше. Что-то около 540, хотя на самом деле ездил больше я. Думаю цифра в 540 реальна. Это от аэропорт до аэропорта. Т.е. от Бергена до Ставангера.
Дальше я буду вам рассказывать фантастику. В Норвегии на дороге преимущество у Велосипеда! Порядок приоритетов такой: велодорожка, если её нет - дорога, если нет первых двух - пешеходный тротуар. Причём велодорожки, как подметила Оля, бывают двух типов: велосипед-пешеход и пешеход-велосипед. Т.е. разделяют преимущество внутри дорожки.



Тут главнее, пешеход

Велодорожки встречаются в городах и их ближайших окрестностях. Нередки велодорожки от города до города длинной километров 15-30.
Есть национальные вело-маршруты, которые идут через полстраны.



Знак на велодорожке на Берген. До Бергена около 120 км.

Кроме того по территории Норвегии частично пролегает три маршрута ЕвроВело 1, 3 и 12. 12, кстати, считается самым клёвым и вообще Must Have среди всех вело-путешественников. Мы же ехали, почти всегда, по 13 трассе, которая, по совместительству, тоже туристический маршрут. Правда автомобильный. Проехали мы её почти всю. Т.е. долгие месяцы планирования и нанесения на карту достопримечательностей на самом деле можно было решить тупо - “Едем по тринадцатой!”. Хотя это мы уже задним умом такие прошаренные. )
Вернёмся к велодорожкам и велодорогам. Городские велодорожки мы застали чуть-чуть в Бергене и много-много в Ставангере. Т.к. Ставангер был городом вылета, мы по нему шарились в поисках магазинов, сувениров, упаковочной пленки и пр. пр. пр. Так вот - норвежские велодорожки в городе прекрасны!!! Они широкие. Они сделаны для людей. Т.е. мы ездили по всему городу всегда крутя по велодорожкам.

На них есть указатели:




На них есть развязки! Правда, развязки для велосипедистов и только велосипедистов (ну ещё для пешеходов, но их там нет):



На предыдущем фото указатель на Vestre Ring. Это вот эта самая развязка над трассой. Кольцевая развязка для велосипедов, правда. Под развязкой перекрёсток двух дорог.



Кольцевая развязка ПОД дорогами с указателями и фонтанчиком

На них есть светофоры! Светофоры для велосипедистов. Правда! (Фото нет. Был в шоке - забыл снять.)

На них есть предупреждающая разметка на опасных перекрёстках (выездах с прилегающих улиц с плохим обзором):




На них есть бесплатные мастерские:



Полный набор инструментов, насос. Встретились несколько раз в Ставангере. На трассе, разумеется, таких чудес не было.

И правильные вело-парковки:




Есть парковки, которые напоминают, что вместо одного автомобиля, легко умещаются много велосипедов (При написании поста внезапно выяснилось, что это крутая дизайнерская парковка: http://thecityfix.com/blog/1-car-10-bicycles/):




На опасных выездах с резким поворотом, есть зеркала:



Зеркала для велосипедистов!

Пеше-вело мосты через трассы и дороги идут с реально пологим подъёмом, что бы не было проблемы на него заехать и состоят, много где, из решетчатых металлических плит. Если смотреть ровно под ноги по пути, то кажется, что летишь над землёй. Очень прикольно по таким ездить:




Велодорожки реально покрывают сетью весь город. Причём, если внезапно кончается отдельная велодорожка, то значит она стала частью автомобильной дороги:



ИДЕАЛЬНАЯ разметка дороги: Велосипедисты, автобусы и такси, все остальные!

Причём на дороге велодорожек тоже две - по каждой обочине.
На магистральных трассах иногда встречаются знаки, что велодорожка часть трассы:




Время от времени дорожка с трассы может сворачивать. Как правило на объездах тоннелей или опасных участков. Повороты указываются специальным знаком:




Причём знак, дублирован и на самом повороте. От знака на фото до поворота ещё метров 200.
Бигборды (кстати да, за всю поездку не помню ни одного рекламного бигборда на дорогах. Только в городе, и то не очень приметные) напоминают водителям, что на дорогах есть велосипедисты:



Del Vagen (норв.) - Дословно “Часть дороги”. Подозреваю, что скорее “Велосипедист - тоже участник движения”

Хотя зачем эти бигборды я не знаю. Расскажу всего два случая:

Небольшая региональная дорога, почти городская улица. Въезд в город Flåm. Ширина дороги 1,5 полосы. Т.е. 2 машины разъедутся, но очень нежно. Плавный поворот дороги. Сразу за поворотом ЖД переезд. За спиной осталась развязка с мостом и перекрёстком. Обочины практически нет. Как-то так. Мы останавливаемся прямо на дороге и тупим в карту пытаясь понять как нам съехать на кемпинг предварительно посетив причал и Tourist Info. Трафика на дороге всё равно нет. Стоим мы так пару минут. Внимательно рассматривая карту и не обращая внимания на окружающий мир. При этом явно перекрывая часть дороги. Ещё через минутку я замечаю самым краем бокового зрения изменения в пейзаже и обнаруживаю СТОЯЩИЙ ЗА НАМИ АВТОБУС. Мы ему перегородили дорогу и проехать он не может. Причём, каким-то десятым чувством, понимаю, что стоит он за нами уже долго. Может все 3 минуты что мы тут стоим. Но не бибикает. Не принято там бибикать. И из окна водитель не окликает - он видит, что люди в карту тупят. И пассажиры спокойны как статуи. Когда мы подвинулись и пропустили его он, конечно, постарался проехать побыстрее под закрывающийся шлагбаум ЖД-переезда. И водитель явно был не в восторге от такого расклада, но он не издал ни звука! Ни автобус! Ни водитель! Максимум, что он позволил себе - взгляд в нашу сторону, когда проезжал мимо. Причём, взгляд скорее раздосадованный, а не гневный.

И второй случай.
Подъём дороги. 13 магистральной трассы, кстати. Все те же 1,5 полосы + двойная сплошная посредине. Мы крутим в горку со средней 7-9 км/ч на 1/1-1/2. Подъём затяжной (метров 500 там точно было), но угол не большой - вкручивать позволяет. Я еду впереди метров на 50-70. Оля вторым номером. Едем, разумеется по обочине дороги, ибо вело-пеше дорожки нет. Обочины тоже не густо. Оборачиваюсь в очередной раз посмотреть как там Оля и обнаруживаю, что за ней пристроилась ФУРА! ФУРА, правда! И едет за Олей с той же скоростью 6-7 км/ч. Деваться фуре некуда - cлева двойная сплошная. Оле тоже деваться некуда - справа кювет из которого с груженным велом не выбраться, да и лезть в него не приятно. Мне, кстати, тоже деваться особо некуда по той же причине, но метров через 100 есть уголок обочины перед отбойником. Докручиваю до него. Оля тоже доезжает. Прячемся в этот уголок практически друг на друга, что бы пропустить фуру. Фура не спеша проезжает мимо (стараясь не газовать рядом с нами) и водитель нас БЛАГОДАРИТ, что пропустили! Благодарит, правда!

Да и вообще, когда мы кого-то пропускали на дороге нас БЛАГОДАРИЛИ! Ибо преимущество на трассе за велосипедом. Чесс слово так и было всё. А вы про культуру вождения в нашей синеокой… Эх…
Мы в Вильне от Аэропорта до Вокзала ехали естественно своим ходом благо там всего километров 5, считай, по плоскости. Ехали по привычке по дороге, да и тротуаро/вело-дорожки там нет. Да и по правилам в Вильне можно по дороге ехать. И ехали мы строго по правилам - на всех развязках по своим полосам, хотя иногда приходилось быть на второй полосе (не ехать же прямо по полосе с которой исключительно поворот на право или которая разгонная из-под моста выныривает). Так за эти 5 км (Менее 30 минут реальной езды) нас успел оббибикать троллейбу, один водятел прошмыгнул между нами т.к. понял, что ему срочно-срочно направо, а один автобус загонял на горочку на добрых 15 км/ч т.к. явно было видно, что останавливаться он ни собирается, а у нас справа бордюр добрых 25 см.

За 17 (Семнадцать, Карл!) дней по Норвегии по трассам и городам нам бибиикнули 1 (КАРЛ, ОДИН!!!!) раз! И то машина с французскими номерами. И то скорее подбадривая на подъёме. При том и тумана нам досталось и подъёмов и пешего забирания на серпантин и очереди машинок за нами выстраивались, когда мы не могли их пропустить. И никто, НИКТО, КАРЛ, не злился! Как только мы могли их пропустить они проезжали мимо и улыбались в ответ! Благодарили. Понимали, что мы крутим наверх против ветра, а они сидят попой в кресле и тепле. Вот он уровень уважения к людям, который в самих людях…

Всё. Пошёл плакать :*(

------------------------------------------------------

Хотя стоит добавить, что и вело-культура там на высоте. Велосипедисты не носятся, что угорелые. Ездят исключительно по своей полосе на дорожках или по своей дорожке. Не стремятся растолкать всех, когда надо ехать по пешеходной дорожке. Некоторые, даже днём, ездят с включенными фарами-фонарями. Многие ездят в светоотражающих жилетах, чтобы было лучше его видно хотя это явно личная инициатива, а не строгое правило. Все, реально все, ездят в шлемах. В одном из кемпингов по территории каталась девочка на веле. Лет 8-10. Так даже 50 метров от домика до кухни она в шлеме проезжала. В другом кемпе я видел ребёнка лет 3-4 на беговеле. В шлеме. Это просто так принято. Так и никак иначе. Сел на вел - надень шлем. Никто на дорожке не пытается тебя подрезать и обогнать. Ехать тремя велами в ряд не принято. Даже два в ряд встречались редко хотя ширина их дорожек это позволяет. Вот такая культура вело-вождения.




Тоннели

Рассказывая о Норвежских дорогах нельзя пропустить тему тоннелей. Как не крути они будут на пути встречаться. Даже если ездить исключительно по объездам основных тоннелей всё равно будут необъезжаемые. Для себя я поделил все встретившиеся нам тоннели на два типа: освещенные и нет. По сути - короткие и длинные.

Перед любым тоннелем вам обязательно встретиться знак о нём предупреждающий. Если велосипедам в тоннель нельзя - то будет знак на въезде (фото нет, но спутать его сложно. На знаке перечеркнутый человек и велосипед). Но если вам нельзя в тоннель, то вас будет ждать объезд тоже промаркированный знаком:



Знак тоннеля (всегда с указанием высоты). До въезда 300 метров. На горизонте виден голубенький знак с указанием объезда/обхода для пешеходов/велосипедистов. Олина голова в голубой баффке. Прекрасная Норвегия на основном фоне.

Объезды тоже бывают разные. В одном случае вас может ждать прекрасная ровная дорожка вдоль фьорда, в другом - адский серпантин на 100500 витков с хардкорным уклоном вверх куда груженый вел даже закатывать сложно не говоря уже про заехать наверх.



Велодорожка уходит на пологий объезд. Вдали виден знак запрещающий проезд_велов/проход_людей через тоннель.

Когда подряд идёт несколько коротких тоннелей ставить знак перед каждым не удобно - ограничиваются одним с продолжительностью. А знак высоты тоннеля ставят всё равно перед каждым.



Ближайшие 100-600 м. вас ждёт череда холода, темноты и ужаса.

Иногда, тоннель настолько короток и высок, что не заслужил своего названия и даже знака:




Тоннели длиннее 500 метров (Навскидку. Личные наблюдения автора поста.) получают свои имена:



Seljestadtunnelen. 1273 метра.

Это, кстати, было фото въезда в пару самых длинных тоннелей нашего пути. Идут они подряд друг за другом. Между ними метров 200 отрытого пространства, с замёрзшим горным озером (почти Корульди. Небольшая лужица на карте). Именно на этом отрезке, внутри первого тоннеля, мы взяли максимальную высоту перевала - примерно в 950 м. н. у. м. Первый тоннель был перевальный - т.е. часть дороги шла вверх, а часть вниз. Второй, слава Богам, был исключительно вниз. Ибо второй был знаменитый (для нас) Røldalstunnelen - 4673 метра внутри горы. По хорошему, вокруг этой пары тоннелей есть вело-объезд, но он закрыт in the winter т.е. не в зимние месяцы, а когда здесь и сейчас зима. На 900 метрах лежали плотные снежные сугробы. В промежутке между тоннелями мы прочитали дорогу объезда полную снега. Объезд был закрыт. В итоге почти полчаса мы провели в тоннелях с маленьким перерывом у этого самого горного озера.

Для начала тоннели это холодно. Ессно тоннели не отапливаются, но продуваются промышленными вентиляторами, что гарантирует температуру внутри - “каля нуля”. Во-вторых, это душно. Хоть туннель и продувает вентилятор - пыль из тоннеля он не выносит. Т.о. едешь в достаточно пыльном воздухе. Изредка проезжающие мимо машины добавляют бонусом аромат выхлопных газов (ЛЁГКИЙ аромат, с экологией всё серьёзно - всяких паровозов дымящих на всю округу не видели ни разу).
В-третьих, страшно. Машины похожи на поезда, по уровню звука. Пропеллеры вентиляции над головой, похожи на реактивные двигатели самолёта. Света на горизонте не видать.
В защиту тоннелей могу сказать, что это светло и информативно.

Все длинные тоннели освещены:




В длинном тоннеле, каждые ~200 метров встречается будочка с двумя огнетушителями, названием тоннеля, и информацией сколько метров до выхода в обе стороны:



Vikatunnelen. До выхода налево - 230 метров, направо - 974 метра.

Регулярно, рядом с такой будочкой, телефон для связи в случае экстренных случаев.
Кроме того, рядом с каждым большим тоннелем висят красные лампочки и табличка - “не входить в тоннель, если красные лампочки мигают” Снова всё сделано для людей.

Коротенькие тоннели могут даже встречаться на объездах больших. Часть тоннелей внутри отполирована, часть оставлена, как есть. Но проехать маршрут без них никак. Пожалуй, местные тоннели это такая-же достопримечательность Норвегии, как и фьорды. Без них эта страна не была бы этой )




Города. Люди. Городская среда.

После дорог я расскажу про города. По хорошему мы были только в Ставангере - городе нашего вылета. Мы катали по нему целый день, посетили основные достопримечательности, посидели на набережной и т.п. туристическое времяпрепровождение. Ну ещё по Берегну чуть-чуть походили, это город в который мы прилетали. Ну и по Одде…
Мда… Всё же в городах мы побывали. )



Набережная города Одда

Первое, что бросается в глаза, это малоэтажная застройка. Даже скорее сильное преобладание частных домиков. Иногда, встречаются домики на, вероятно, 2-4 квартиры.



Берген с обзорной площадки недалеко от нашего хостела.



Среднестатистический домик на окраине Ставангера

Было встречено и некоторое количество многоквартирных домов, но это было скорее исключение.
Какой-то прекрасной и исключительной архитектуры с моей точки зрения, особо замечено не было.
Конечно, в крупных городах особое место занимали исторические порты-набережные, так называемые Brygge - (норв.) дословно док.



Brygge в Бергене



Brygge в Ставангере

Именно на них была основная концентрация туристических магазинов, объектов общепита и пр. И именно там были замечены максимальные цены на пиво :) Попить пивка на набережной в Бергене, стоило, около 140 NOK за бокал т.е. примерно 17 евро.
Остальная городская архитектура неприметная, нежная, аккуратная и чистая. Как и городская среда. Описать можно лаконично фразой “Всё хорошо и всё для людей”.

Проще показать картинок:



ЖД вокзал. Берген.



Рыбаки в порту Бергена



Уличный музыкант. Берген.



Городской переулок. Ставангер.



Городская улица. Берген.



Центральный парк Бергена. Никаких табличек “по газонам не ходить”

Отдельно хочется сказать про рыбный рынок Бергена. Одна из главных городских достопримечательностей. Мы там были в первый день визита в Норвегию. Бешено переводили цены в евро и боялись их. Как показал опыт - зря. Это действительно самое дешевое место, где можно изведать Норвежской рыбы (которую нам изведать, во всяком случае не в консервированном виде, так и не удалось). Рынок небольшой, весёлый и яркий. На нём нет противного запаха рыбы и неопрятных продавцов. Нет и особого шума-гама. Зато есть какое-то лёгкое чувство праздника:







Маленькие городки, которых на нашем пути было предостаточно, тоже прелестны. Они такие же чистые и аккуратные, как и большие, но ещё и очень уютные.



Побережье Nærøyfjorden



Огромный сувенирный магазин. Flam



Закрытый сувенирный магазин в Skare



Сувенирная лавка, где-то по пути.



Библиотека где-то по пути



Церковь в Odda

Кстати, с религией у них, как и со всем остальным, тихо и спокойно. Церкви встречаются редко. Никто из них памятников архитектуры не делает и все они более-менее однообразны, как на фото выше. Исключение с десяток церквей построенных давно-давно и являющихся историческим наследием. Но этот десяток хорошенько разбросан по стране. Одна из самых интересных в Roldal’e, мы до неё буквально в пару километров крюк не сделали. Лень нам было. Посмотрели на картинки в интернете и решили, что ни стоит она того, Roldaltunnelen нас впечатлил намного больше.



Автобусная остановка

Остановки встречались двух видов - аутентичные деревянные с травой на крыше и современные стеклянные с расписанием, лавочками, мусорками и другими удобствами.

А один раз мы встретили остановку-читальню. Отлично защищенная остановка на которой были книжные полки с книгами (в основном на Норвежском, конечно). Причём стояла она на каком-то совсем повороте дороги, до ближайшего населенного пункта было, кажется, около 2 км.




Просматривая книги на остановке, я внезапно нахожу это:




Сэр Артур Конан Дойль. Дядюшка Бернак. 1900 год издания. Прижизненное издание Дойля на обычной остановке. Просто так стоит. Причём по качеству бумаги, переплёта и т.д. действительно 1900 год издания. Состояние - близкое у идеальному. Было бы издание на английском и какого-либо более интересного романа, не удержался бы и увёз с собой, но увозить “Дядюшку” на норвежском просто ради того, чтобы она стояла на полке никому не нужная не было никакого желания.
Но уровень доверия людей к людям совсем другой. Люде добрее и проще одновременно. Встретился с кем-то взглядом? Тебе обязательно улыбнуться. Причём улыбнуться искренне и от души. Улыбнуться всем лицом и глазами, а не только губами, как принято в других местах. Да и просто как-то добрее и спокойнее они. Это даже по лицам видно:



Капитан за работой. Прибытие парома в порт Gudvangen.



Скейтбордисты на горном серпантине

Ещё можно упомянуть таблички, объявления и знаки.
Запрещающих надписей нам встретилась одна, но регулярно “NO CAMPING”. Обычно это надпись на различных частных территориях, пастбищах и прочих подобных местах. А вот все остальные таблички нас скорее радовали. В Норвегии совсем не принято писать запрещающий текст. В основном встречаются “вы делаете это на свой страх и риск” и “мы не рекомендуем...” Вот, например, табличка, для велосепидистов едущих по долине Flam:



Текст на английском читабелен на полном размере фото.

Ведете, никаких запретов, а просто рассказ, что может быть не так если вы будете делать так и сяк.

Во многих городах встречались информационные табло, что вы можете найти тут и в ближайших окрестностях:



Flam

Иногда, попадались замечательные объявления:



Odda



Где-то в пути

На всех горных маршрутах, про которые я ещё расскажу отдельно, нигде нет ограничений. Канаты-цепи провешены исключительно на тропе для облегчения подъёма и страховки при спуске. В то время, как границы плато, заканчивающиеся вертикальными обрывами не обозначены никак. В самом начале тропы всегда стоит большой стенд с рекомендациями по погодным условиям, обуви и пр. Но с РЕКОМЕНДАЦИЯМИ. Никакой объязаловки. Вы делаете это на свой страх и риск.



Перед маршрутом на плато Kjerag. Фото с мобилы.

Часто встречались информационные стенды, что тут построили новую гидроэлектростанцию (дорогу, плотину, другой объект) и насколько она круче старой:




В конце раздела просто покажу немного фотографий, которые были отобраны в этот раздел, но про которые особо не написать, кроме пары комментариев:



Окрестности Гудвангена



Lofthus



Музей гидроэнергетики. Tyssedal



Tyssedal



Норвежские пенсионеры приплыли не лодке через фьорд в магазин и кушают мороженку перед путём назад. Erfjord



Указатель на номера домов в долине. Недалеко от Hjelmeland



Туалет с деревом на крыше. Долина озера Sandvatnet



Причал в Songesand



Стритарт в Ставангере.



Стритарт в Ставангере.



Детская площадка рядом с музеем нефти. Площадка построена из частей нефтяных платформ. Ставангер.



Фонтан рядом с музеем нефти. Ставангер.

Предыдущая часть: Техническая.

Норвегия, Велосипед, Путешествия

Previous post Next post
Up