Пеший поход по маршруту: 49-й километр трассы «Серебрянка» - посёлок Гранитный - залив Пенелухт - село Териберка - посёлок Дальние Зеленцы - река Олёнка - водопад Большой Падун - посёлок Туманный - Серебрянское водохранилище. 420 км за 30 дней.
Вот уже дворники соскребли яркие мазки золотой осени с серых холстов улиц, беспощадно затолкав красоту в чёрные мусорные пакеты. Город поблёк и поскучнел. Пора бы уже выпасть снегу, но он что-то не спешит в наши глобально потеплевшие края. Даже светлые воспоминания о лете стали тускнеть и терять объём, теснимые работой и мирской суетой. Самое время вернуть им свежесть. Пересмотреть все шесть тысяч фотографий, перечитать путевой дневник и пройтись снова по бескрайней изумрудной тундре, которая в реальности, наверное, уже укрылась белым одеялом и спит, уютно посапывая позёмкой. И, может быть, видит во сне двух странных людей, которые бродили по ней почти всё это недолгое северное лето.
В этом году Мурманск встретил нас… Хотя, что я говорю. В этом году Мурманск нас вообще не встретил. Переложил все хлопоты по встрече на хрупкие плечи крошечной станции с говорящим названием Выходной, которой «повезло» оказаться на переднем крае, когда рухнул железнодорожный мост. С сонного, затянутого пылью и паутиной дна железнодорожной иерархии, её мгновенно подбросило в кресло секретарши главного босса. Опешившую спросонья станцию спешно умыли, причесали, и бросили на растерзание толпам недовольных пассажиров. Не иначе, РЖД призвала откуда-то Добрую Фею, потому что преобразился этот тихий, забытый всеми уголок мгновенно, как по мановению волшебной палочки. Буквально за одну ночь, выросли - новый перрон, станционное здание и асфальтовая дорога с автобусным кольцом. Не понято, почему было не использовать эту магию раньше для ремонта моста, но, видимо, основополагающий принцип «Пока гром не грянет…», до времени блокировал магические способности РЖД. Как бы то ни было, обновлённая станция выглядела весьма достойно. Только пара облупившихся бараков, в которых живут работники станции и до которых, как обычно, руки великих магов не дошли, взирали на этот новодел с удивлением и обидой. Конечно, по известному сценарию, зимой, когда пробьёт полярная полночь, всё это должно превратится в тыквы и леммингов. Но, время ещё есть, посмотрим.
Вот на новеньком дощатом перроне Выходного нас и встретили сразу два редких для здешних краёв феномена - двадцатипятиградусная жара и мой брат Роман. Кто вызвал жару не знаю, а вот брата, неделей раньше, командировала сюда родная (для него) РЖД.
Если кто не в курсе - то 1-го июня этого года под Мурманском
рухнул железнодорожный мост через реку Колу. Был смыт весенним паводком. Да, в заполярье июнь - это ещё не лето, а самая, что ни на есть, весна. Когда мост только сдвинулся под натиском вешних вод, градо- и железноначальники неожиданно осознали, что других ЖД путей в Мурманск нет и грядут проблемы чудовищного масштаба. В панике они бросили на ликвидацию аварии толпу миньонов ремонтников с мотками скотча и наказом «В кратчайшие сроки возобновить!» Напуганные ликвидаторы предприняли некие действия, в результате которых два пролёта моста эффектно нырнули в воду прямо у них на глазах. Начальники сразу успокоились, представив сколько средств можно будет присписать на ликвидацию столь масштабной катастрофы. Заныли о коварстве стихии и некомпетентности работников, не упоминая, впрочем, кто именно «забыл» вовремя провести плановый ремонт давно нуждавшегося в этом моста. Однако, движение всё же надо восстанавливать. И за помощью, как всегда в таких случаях, обратились к военным. Те с профессиональным восхищением оценили масштаб происшествия. Предложили забросить вышеупомянутых ремонтников на территорию предполагаемого противника, для продолжения диверсионной деятельности, только уже на благо Родины. Взамен пообещали построить объезд и временную переправу. И построили. Правда, пользоваться ей оказалось несколько… сложновато. Местные железнодорожники, полагавшие по гражданскому простодушию, что совершать противолодочные манёвры и путать следы для поездов вовсе не обязательно, с трудом управлялись с детищем военных инженеров. РЖД объявила срочную мобилизацию квалифицированных кадров, но выяснилось, что шаманов не хватает, мухоморы ещё не созрели и с бубном танцевать никто не умеет. Пришлось просить помощи у соседей. И вот, в зону бедствия десантировались питерские Железные Дорожные Человеки, для которых подобные логистические кошмары - это вовсе не форс-мажор, а обычная, каждодневная рутина. В их числе оказался и мой брат. После радостных обнимашек и вручения мне деньрожденного подарка, он вкратце поведал нам всю правду о состоянии дел на этом участке и о том, кто виноват в случившемся, но в виду отсутствия в рассказе цензурных слов, привести его здесь я не могу.
Высаженных пассажиров довозят до Мурманска бесплатными автобусами. Но трасса «Серебрянка» (Мурманск-Туманный), по которой мы собирались покинуть пределы цивилизованного мира, проходит недалеко от Выходного, поэтому вызвали такси и озадачили водителя пунктом назначения: «…Где-нибудь в тундре, чуть не доезжая озера Канентъявр!»
Посетить Териберку и Дальние Зеленцы хотелось уже давно. Но просто приехать туда, как все нормальные люди, на автобусе или велосипеде, это не для нас. Стандартный маршрут по трассе «Серебрянка» уже хорошо наезжен и описан в большой литературе, в частности, уважаемым
ak1961. Хотелось чего-то нового, дикого, безлюдного и чуть более экстремального. И вот, рассматривая карты генштаба, я заметил очень заманчивый пунктирчик, в паре с ЛЭП, который начинался в Североморске, тянулся до Гранитного и потом, вдоль берега моря через Териберку, Зеленцы дальше на восток. Раз есть линия, должна быть и дорога, по которой её обслуживали - наивно подумал я, представив себе слегка заросшую грунтовку, по которой так удобно шагать или даже ехать на велике. Однако, перерыв интернет, не нашёл ни одного описания этого маршрута, кроме неудачной попытки двух велотуристов. Им хватило времени и терпения добраться из Североморска только до Гранитного. Но тропу, по которой, большую часть времени, приходилось тащить велики на себе, они дорогой не называли. Зато упомянули о встреченной по пути группе пеших туристов, идущих как раз из Териберки. Значит пройти можно! Но вот проблема - как попасть в Североморск? Город закрытый, войти туда, радостно помахивая достанным из широких штанин российским паспортом, не получится. И пропуск без веских оснований (к которым туризм не относится) не дадут. В отличие от Лиинахамари, там есть не только развалины немецких укреплений, но и вполне боеспособные осколки ядерного щита нашей Родины, лицезреть которые простым смертным не положено. Почитав «советы бывалых», я узнал, что туда не так уж сложно пробраться контрабандистскими тропами, одевшись в шкуру медведя или привязав себя под брюхом северного оленя. Трезво оценив свою неопытность в незаконных проникновениях и представив азартно гоняющихся за нами пограничников или оскорблённых вульгарным обращением северных оленей, я подумал, что это не совсем идеально вписывается в концепцию долгожданного отпуска. Поэтому решительно закрыл военную карту. Открыл спутниковую и нашёл место, где кончаются всякие ЗАТО, военные базы, аэродромы и вообще все признаки человеческого присутствия. А, заодно, и зона лесотундры, по которой, как мы по опыту знали, передвигаться весьма непросто. Милые взору и удобные для ходьбы светлые ягельники начинались примерно в пятидесяти километрах к востоку от Мурманска, у большого озера Канентъявр. Подходящее место для старта. Оттуда до Гранитного по прямой примерно 45 км, почти строго на север. Так и пойдём - решил я и набросал в навигаторе приблизительный маршрут, чтобы сильно не петлять меж бесчисленных озёр и болот.
Чуть не доезжая посёлка
«49-км», на упомянутом озере, водитель остановил машину. Со свойственной северянам невозмутимостью он посмотрел на череду уходящих за горизонт пустынных сопок, потом на нас, с непривычки пошатывающихся под рюкзаками и, с некоторым сомнением в голосе, спросил - точно ли мы собираемся туда идти? Мы радостно закивали, мол - да, именно туда и собираемся. Переглянувшись с моим братом, который безнадёжно пожал плечами и незаметно покрутил пальцем у виска, водитель достал из машины и протянул нам бутылку минеральной воды. «Вам это пригодится!» - Сказал он и улыбнулся, то ли одобрительно, то ли сочувственно. В тундре воды хватает, но это был жест поддержки, от которого на душе стало ещё радостнее. Спасибо ему ещё раз, если вдруг он это прочтёт! Северяне вообще терпимее других относятся к сумасшедшим. Ведь тундровые психи, в отличие от городских, никому, кроме себя самих жизнь не осложняют.
И вот, после прощаний и напутствий, такси с братом укатило обратно в Мурманск. А мы, наконец-то, двинулись прочь от асфальта, бензина и людей, чувствуя, как с каждым шагом лопаются нити социальной зависимости, уже не способные удержать рвущее грудь чувство свободы. Светило солнце, впереди была любимая тундра, куча времени и предвкушение. Взлелеянные за год мечты начинали сбываться. Мы ещё не знали, что действительность с лихвой превзойдёт их все!
Продолжение