Начало. Предыдущая часть. 26.08.2021 г. День десятый.
Утром стало тепло. Градусов 7. По сравнению с +2, так просто жара! И солнышко светит, палатку греет. Даже птички чирикают что-то оптимистичное.
- Тут хорошо! - сообщила Юля, первой выбравшись из палатки.
- Ззздесь зззашибииись!!! - подтвердили оттаявшие комары, набросились на неё и поволокли в кусты.
Всё-таки мудры были пещерные люди, взявшие за правило пропускать вперёд женщин. Я натянул накомарник и вылез на божий свет уже подготовленным, чем вызвал у комаров стон разочарования.
Около речки Сейды, прямо посреди дороги лежит рыбина. И не какая-нибудь понаприплывшая горбуша, а самая, что ни на есть форель. Как она попала на дорогу не ясно. Может мишка вытащил, хотя, дырок от зубов не видно. Логика подсказывала, что она могла быть в речке не одна. В прошлом году мы вдоволь полакомились такой рыбкой. От воспоминаний желудок отчаянно заурчал, перехватил управление ногами и побежал к рюкзаку распаковывать спиннинг.
Однако, то-ли рыбина всё-таки жила отшельницей, то-ли остальные оказались тёртыми карасями и только хихикали в плавничок, глядя из водорослей на мои неуклюжие старания. В общем, никого я не поймал.
Река Сейда в длину всего километров 15. Впадает в Умбозеро, а вытекает из
Сейдозера. Но не из
того, знаменитого, сокрытого во глубине Ловозёрских тундр, а из его полного тёзки, практически никому, кроме местных жителей неизвестного.
Сейд - это обиталище Духа. Им может быть любой предмет, объект или местность. Будучи бестелесными, Духи не очень разборчивы в выборе жилья. (По бытующему мнению, они предпочитают большие валуны, стоящие на «ножках» из мелких камушков, но на самом деле - такие камни просто выглядят необычно и людям кажется, что в них непременно должен кто-нибудь жить). Топоним со словом «сейд» означает, что местные саами Духа обнаружили, смогли пообщаться или пострадать от него (не все Духи такие уж душки) и пометили место, как почитаемое или опасное (как правило, это одно и то же).
Здешние Духи со мной общаться не захотели, хоть я заранее «покинул пределы разума» (что было не сложно) и приготовился внимать Откровениям. Зато удалили с карты памяти все фотографии реки, что обнаружилось только по возвращении (в Питер и пределы разума). Хорошо хоть, остальные фотки не тронули.
После завтрака, мы единодушно решили идти не по Дороге 1000 Ручьёв, а по насыпи. Виды оттуда лучше, комаров сдувает и луж нету - красота!
Железная дорога Кировск-Ревда.
Как я уже говорил, железку построили заключённые ГУЛАГа в 1952 году. Но это не просто ветка местного значения. Она должна была стать началом грандиозного проекта -
Транскольской железной дороги, «Стройки №509» и протянуться от Апатит до Поноя - восточной оконечности Кольского полуострова, с ветками к посёлкам Умба и Йоканьга. Но, не срослось. Сталин умер и проект забросили, успев сделать только этот участок. Какое-то время, по нему возили руду из Ловозёрского ГОКа и продукты в Ревду, Октябрьский и другие посёлки. Но, после банкротства горного комбината в 2007 году, рельсы спёрли демонтировали и дорога перестала быть железной. Теперь, судя по следам, по ней ходят только олени и родственные им по духу пешие туристы.
Железная дорога Кировск-Ревда.
Проникнувшись моментом, мы затянули: «По тундре, по железной дороге...», добавив в голоса блатной хрипотцы. Тайга вокруг удивлённо прислушалась. Жаль, кроме этой строчки ничего не удалось вспомнить.
Через 3 километра железка повернёт под прямым углом на север. На пару километров раньше туда же отходит грунтовая дорога.
- Здесь можно срезать! - произнёс я магическую фразу, с которой в походах обычно начинается лютая жесть. Но нам повезло. Дорожка оказалась приятной и очень живописной.
Скоро слева открылось симпатичное озерцо. Хорошее было бы место для стоянки, но, в данный момент, это не актуально. Сделав несколько фоток, я тронулся было дальше, но Юля вдруг без слов осела в кочки. Знакомый симптом. Нет, ей не стало плохо. Ей стало хорошо. На кочках аппетитно краснела спелая брусника. Ягоды действуют на Юлю как знак «Stop» на дисциплинированного водителя. Просто не может пройти мимо без остановки. Из-за этого, передвижение по ягодным местам больше напоминает езду по городу в час пик. К счастью, мы никуда не спешим.
Через некоторое время показалось ещё одно озерцо, совсем крошечное и мелкое. Сквозь кристально прозрачную воду видно дно почти до противоположного берега.
Луж на дороге мало, да и те снабжены «тротуарами». Может, конечно, это просто груз, сброшенный когда-то с завязшего лесовоза, но получилось весьма удобно.
На Дорогу 1000 Ручьёв мы вернулись вблизи озера Глубокого. Тут тоже есть стоянки, а на берегу стоят перевёрнутые вёдра и какие-то рогульки.
- Это жжж... неспроста! - подумал я, вспоминая железную логику Винни-Пуха. - Здесь бывают рыбаки, а значит есть рыба!
- Дуааа...! - утробно восхитился моей догадливостью желудок.
Но у здешней рыбы с логикой оказалось туго.
Озеро Глубокое.
Рыбы не поймали, но хоть согрелись. Посидеть на тёплых камнях под солнышком очень приятно. Особенно, любуясь таким пейзажем.
Озеро Глубокое.
Из-за леса на западном берегу выглядывают Хибины. Сейчас кажется, что до них очень далеко. Неделю идти, не меньше. На самом деле - всего день.
Озеро Глубокое.
С дороги послышались какие-то плески и взрёвывания. Несколько джипов ехали со стороны Ревды. Мы посмотрели на их густо заляпанные свежей грязью борта и единогласно полезли на насыпь.
Железная дорога Кировск-Ревда.
Прямые как стрела перегоны чередуются с плавными поворотами. Склоны Ловозёрских тундр то появляются в прицеле дороги, то уплывают куда-то вбок.
Железная дорога Кировск-Ревда.
Железная дорога Кировск-Ревда.
Иногда, вблизи насыпи проплывают озёра. Почти все заболоченные.
Когда позади осталось больше десятка километров, под ногами неожиданно, появились следы автомобильных шин. Они перемахнули с Дороги 1000 Ручьёв на насыпь и вскоре стало понятно почему.
Железная дорога Кировск-Ревда. Мост через Кицу.
Впереди река Кица. Автомобильный мост ещё стоит, но выглядит не слишком надёжно. Уважаемый
ak1961 проезжал здесь на велике в 2014 году, в его
отчёте есть фотка почти с этой же точки. С тех пор ему изрядно поплохело. Мосту, я имею в виду.
Дорога 1000 Ручьёв. Мост через Кицу.
Река Кица.
Хорошо идти по насыпи, только вот грибы на ней почти не растут. Воспользовавшись тем, что дорога прижалась к железке вплотную, мы переместились на неё в надежде добыть ужин.
Дорога 1000 Ручьёв.
Дорога 1000 Ручьёв.
Надежда оправдалась и скоро, с полной сумкой грибов вернулись на насыпь. Рядом с которой обнаружилось собранное из шпал здание.
Непонятно что это. Наверное, пункт обогрева или будка охраны.
На некоторых участках насыпь очень высокая. Представляю, сколько усилий стоило её построить. Жаль, что все они пропали впустую.
Железная дорога Кировск-Ревда.
Время от времени на экранчике навигатора появляются обозначенные вблизи дороги высоты - гора Сейда, гора Пунча. Но рассмотреть их сквозь густой лес не удаётся.
Гора Пунча. Вид с железнодорожной насыпи.
После очередного поворота в просвет опять вплыли заметно подросшие Ловозёры.
Железная дорога Кировск-Ревда.
Правда, следующий поворот скрыл их из поля зрения. Но это уже не важно. Внутренний компас поймал цель и «видел» знакомые вершины даже сквозь стену деревьев.
Железная дорога Кировск-Ревда.
Следующая большая река - Пунча. На счётчике 27 км и это чувствуется. Пора искать место для ночёвки. На карте здесь обозначен нежилой посёлок Пунча. По началу, он действительно показался заброшенным. В лесу какие-то руины, автомобильный мост разрушен. Но, при ближайшем рассмотрении, признаков жизни нашлось немало. Просто дома здесь стоят не кучно, а разделены участками леса и к каждому своя дорожка. Так что их не сразу и найдёшь.
Посёлок Пунча.
Табличка на стене: «Комитет по Геологии и Использованию Недр Мурманской Области. Мурмангеолком».
Посёлок Пунча.
Всего мы насчитали домов 6, включая нежилые. Но, возможно, в лесу прячутся ещё. Некоторые домики выглядят очень основательно. Около одного даже зеленеет картофельной ботвой огород.
Вдоль дороги выстроилась шеренга сарайчиков. Вполне целых, да и замки на дверях отнюдь не ржавые анахронизмы.
Посёлок Пунча.
Нашёлся даже первобытно-новомодный чум.
Из строения, меньше всего похожего на жилое, неожиданно, вышел человек и поздоровался, приветливо улыбаясь.
Посёлок Пунча.
Пройдя через посёлок, мы вышли к берегу и узрели шикарный вид на Умбозеро и устье реки Пунчи.
Умбозеро. Посёлок Пунча.
Река Пунча.
Пунча. Умбозеро.
С трудом оторвавшись от умопомрачительного пейзажа, взглянули под ноги и восторг малость поугас. Прямо у берега медленно, как во сне, нарезала круги крупная рыбина. Из-за белых пятен на спине, приняли её сперва за горбушу, но это оказалась форель, больная сапролегниозом. Толстый налёт покрыл почти всё её тело и неприятно колыхался при движении. Для человека болезнь не опасна, но выглядит совсем неаппетитно. Споры этого грибка распространены повсеместно, но здоровые, сильные рыбы, как правило, не заболевают. Проблемы начинаются при большом скоплении рыб или при обилии в воде разлагающейся органики. Тогда грибок размножается гораздо активнее и способен поразить даже сильных особей. Нашествие горбуши - просто идеальные условия для него.
Рыба поражённая сапролегниозом.
Во дворе одного из заброшенных домов вокруг трёх джипов, с трудом переставляя затёкшие ноги, бродят ушатанные тяжёлой дорогой люди. Мы протопали почти 30 км, но чувствуем себя явно лучше. Ребята из Москвы планируют за один раз объехать все достопримечательности Мурманской области. Смелый план.
Пока любовались озером, подошёл ещё один местный житель - Владимир, владелец Гостевого дома. С робкой надеждой интересуемся на счёт ужина, но увы, все рационы расписаны по гостям. Хранить здесь продукты про запас негде. В качестве утешения, он подсказал хорошее место для стоянки дальше по берегу озера и пригласил на кофе завтра утром.
Умбозеро.
Через несколько минут в сложенном из камней очаге уже горит костёр, а заходящее солнце, подхватив его оранжевые пряди, расплёскивает их по всему небосводу.
Умбозеро.
Умбозеро.
Умбозеро.
Умбозеро.
Умбозеро.
Мы едим вкуснейший грибной суп, комары по-тихоньку едят нас, восстанавливая кармическую справедливость, и все совершенно счастливы. Засмотревшись на бесконечный северный закат, успокаивается ветер. Кажется, сам Механизм Мироздания удовлетворённо замирает в равновесии. На этой благостной ноте и заканчивается очередной чудесный день.
Маршрут 10 дня.
Продолжение.