Кольский Транс 13. Дорога 1000 Ручьёв. Вокруг Ловозёрских тундр.

Apr 16, 2022 23:09


Начало. Предыдущая часть.

27.08.2021 г. День одиннадцатый.

Яркий солнечный зайчик весело прыгает на стену палатки, приглашая поскорей присоединиться к празднику жизни и порадоваться хорошей погоде. Слишком доверчивые со сна, мы выползаем наружу, где тут же попадаем в лапы ночного заморозка, который вовсе не спешит отступать, надёжно укрывшись от солнца под сенью густого леса. Он принимается азартно трясти и пощипывать наши разомлевшие тела. Подлый зайчик хихикает и шмыгает в кусты.



Умбозеро.







Умбозеро.

Вчера в сумерках толком рассмотреть противоположный берег Умбозера не удалось. Зато сейчас яркое солнце и мощный зум фотоаппарата позволяют разглядеть его подробно. Навигатор утверждает, что там находится ГОК (горно-обогатительный комбинат) «Олений Ручей».



Умбозеро. ГОК Олений Ручей.



Умбозеро. ГОК Олений Ручей.

С виду такой новенький и высокотехнологичный, но с функцией довольно прозаичной. Там добывают апатиты - сырьё для удобрений. По иронии, в соседних Ловозёрах добывают ниобий, тантал и прочие редкоземельные металлы, от названий которых веет космосом, супергероями и Чубайсами нанотехнологиями. Однако, выглядит Ловозёрский ГОК как древний анахронизм, переживший, к тому же, парочку апокалипсисов. (Собственно, почти так оно и было). В посте уважаемого ak1961 можно на него полюбоваться (первая фотография).

Через несколько минут организмы адаптируются к температуре, а подоспевшая каша и вовсе делает жизнь невыносимо прекрасной. Настало время идти за вишенкой на торте - обещанной чашкой кофе.

Владимир уже ждёт нас. При свете дня его гостевой дом удивляет целостностью облика. Никакой, традиционной в здешних краях, строительной эклектики, типа лоскутной крыши или стен, обитых деталями автомобильных кузовов.



Гостевой дом Пунча.

Чум тоже оказывается его творением. Внутри ещё не закончена отделка, но выглядит уже довольно прикольно.



Гостевой дом Пунча.



Гостевой дом Пунча.

Во дворе старый карбас, привезённый сюда специально с Терского берега, по-прежнему гордо рассекает волны. Только уже не морские, а травяные.



Поморский карбас.

Входим в дом и откровенно обалдеваем. Оказывается - Владимир настоящий художник!

Очень круто, когда люди делают что-то красиво, не ограничиваясь утилитарным минимализмом или пошлым типовым дизайном. Особенно в таких неожиданных и труднодоступных местах. Ведь здесь вполне можно было обойтись обычной избой или парой бытовок, конкурентов всё равно нет. А тут красиво сделано практически всё! Тот редкий случай, когда можно наслаждаться видами не только за окном, но и перед ним.



Гостевой дом Пунча.



Посёлок Пунча.

Выказав благодарность и восхищение Владимиру, покидаем Гостевой дом «Пунча». На прощание подходим к озеру. На берегу стоит крошечный домик. В нём живёт родник с удивительно вкусной водой.

На выходе из посёлка неспеша врастает в мох, осколок жутковатого пенитенциарного прошлого.



И вот, снова насыпь. Неудержимо манит волнующая близость Ловозёр...



Железная дорога Кировск-Ревда.

Но, одно дело нас всё-таки задерживает. Пригревшее солнышко и весёлое журчание реки прямо-таки уговаривают как следует помыться. Когда мы, корчась и вскрикивая, плещем на себя ледяной водой, в весёлом журчании слышатся откровенные смешки. Сегодня у сил природы настроение поприкалываться.



Река Пунча.

От воды ничем не пахнет, но в водорослях видны несколько полусгнивших рыбьих туш. Владимир говорил, что нашествие горбуши докатилось и сюда. После её появления, вся другая рыба в реке и в озере исчезла.



Река Пунча. Автомобильный мост.

Вскоре, продрогшие, но довольные, мы вновь бодро шагаем по шпалам и дробный стук зубов, как когда-то - перестук колёс, оглашает окрестные леса.



Железная дорога Кировск-Ревда.

Дорога 1000 Ручьёв рядом, но, судя по её виду, большой популярностью не пользуется. Большинство автомобильных следов идёт по железке.



Дорога 1000 Ручьёв.

Благодаря обширным болотам, с высоты насыпи видны и Хибины, и Ловозёры.



Дорога 1000 Ручьёв.



Хибины.

Несмотря на близкое соседство эти горные массивы не родственники. Родились в разное время - сперва Ловозёры, а через несколько миллионов лет Хибины. Последним, на данный момент, 365 миллионов лет и они всё ещё растут, примерно на миллиметр в год. (Это медленно только по суматошным человеческим меркам). Химический состав пород тоже разный. Но, главное, и это заметно без всяких геологических премудростей, у этих двух горных семей совершенно разный характер. Наверное поэтому меж ними пролегла пропасть. В прямом смысле. Умбозеро заполняет тектонический разлом глубиной 150 метров.

В отличие от крутолобых Хибин, плавные обводы Ловозёр словно гладят взгляд, кажутся такими уютными и домашними. Однако, не ко всем они бывают благосклонны. Вот за этой милой горкой, с говорящим названием Страшемпахк, прячется зловещее озеро Райявр, по преданию, кишащее злыми духами, и перевал Чивруай, где в 1973 году произошла трагедия, очень похожая на ту, что постигла группу Дятлова.



Ловозёрские тундры. Гора Страшемпахк.

Насыпь на этом участке хорошо укатана. Из-под зубастых отпечатков автомобильных протекторов, временами выныривают тонкие змейки велосипедных следов.



Железная дорога Кировск-Ревда.

Время от времени под железку подныривают речки. Для них сделаны капитальные мостики или, на худой конец, трубы. Их не так много. Тысячи мелких ручейков, давших название дороге, начинается ниже насыпи. Вода тут уже горная - кристально прозрачная с фирменным Ловозёрским зеленоватым отливом.



После очередного поворота открывается вид на южный равнинный берег Умбозера.



Умбозеро.

Посреди озера торчит колючая спина острова Еловый.



Умбозеро. Остров Еловый.

Решаем сделать ещё одну попытку пройтись по дороге, где я эффектно падаю в первый же ручей. Ну правильно - пройти по Дороге 1000 Ручьёв, ни разу не замочив ног, просто неприлично. Замечаем странную фишку - вдоль дороги идёт ЛЭП (или телеграфная линия, я не очень разбираюсь). Провода не срезаны, зато выпилены нижние части столбов. Верхушки висят на проводах и ветках соседних деревьев, игриво покачиваясь. Некоторые многообещающе нависают прямо над дорогой. Зачем это сделано - непонятно.



Дорога 1000 Ручьёв.



Загадка.

Минут через пятнадцать, накормив комаров и набив сумку грибами, удовлетворённо возвращаемся на железку. Всё-таки, тут идти куда приятнее.



Ловозёрские тундры.

Насыпь заметно раздаётся вширь. Видимо, тут был двухпутный разъезд. На обочине валяется непонятная конструкция. То-ли пролёт моста, то-ли опрокинутый перрон. Проходя мимо, слышим звонкий стук капели.



Железная дорога Кировск-Ревда.

Конструкция лежит на совершенно сухой высокой насыпи. Дождя давно не было, солнышко светит, росы нет, трава и песок вокруг сухие. А с неё мерно капает вода. Причём, судя по сталактитам, давно. Загадочное явление. Слёзы призраков ГУЛАГа?



За спиной медленно плывёт по небосводу солнце. Справа, словно диск гигантской музыкальной шкатулки, неспеша поворачиваются Ловозёрские тундры. Слева, посверкивает зеркальным шаром Умбозеро. Под ногами с монотонностью нотных тактов мелькают шпалы. Из традиционной железнодорожной вредности они уложены не в шаг и это придаёт ходьбе сложный синкопированный ритм. Вступает ветер со своим протяжным глиссандо, берёзы миллионами маленьких шейкеров шелестят ему вслед. Всё это складывается в особую музыку, которую не только слышишь, но видишь, обоняешь, чувствуешь кожей и всей душой. Музыку Странствий. И нет в мире мелодии лучше!



Ловозёрские тундры.



Ловозёрские тундры.



Ловозёрские тундры.

Через несколько километров насыпь худеет до первоначального размера. Неожиданно на неё с лаем выскакивают две собаки. Увидев нас, замолкают и удивлённо озираются. Видимо, тоже хотят спросить, как жительница Инги: «Где ваши велосипеды?» или, хотя бы, машины. Не найдя в нас ничего интересного, уходят разочарованные. Они не дикие. Рядом стоит вполне капитальный и явно жилой дом.



Железная дорога Кировск-Ревда.



На фотке не видно, но это сооружение накрывает собой ручей. Функция его неясна. Может баня?



Вскоре, выходим на единственный участок, где железка приближается вплотную к берегу. Конечно же, устраиваем привал и подставив лица чуть тёплому солнцу и совсем не тёплому ветру, восхищённо втыкаем на озеро. Любуемся его красотой и мощью волн почти морского калибра. Уже скоро нам предстоит сменить земную твердь на капризную стихию воды. Невольно представилась идиллическая картина, как жёлтая лодочка, словно большая канарейка, весело порхает по волнам и несёт нас на крыльях ветра в северную даль...



Умбозеро. Хибины.

Когда очередной вал с грохотом обрушивается на берег и как щепку мотыляет здоровенное бревно, до меня доходит, что волны, на самом деле, несколько превышают высоту бортов лодки. Раза примерно в четыре. Тут резкий порыв ветра закручивает на валах барашки, приглаживает, как траву, прибрежные берёзки и, заодно, сдувает куда-то всю морскую романтику. Призрак терзаемой стихией лодчёнки с двумя фигурками, беспомощно машущими вёслами, с жалобным писком скрывается в бушующей дали.

Сглотнув разом затвердевшую слюну, украдкой кошусь на Юлю и, по выражению глубокой задумчивости, вижу, что её посещают примерно такие же мысли.

Затянувшимся молчанием пользуются голоса в голове.

- Послушай, - вкрадчивым тоном психиатра начинает Голос Разума, - ещё не поздно передумать! В конце-концов, для суицида должны быть причины! Ты бы хоть кредит взял или начальству нахамил, что ли. Иначе, ваше немотивированное исчезновение породит волну конспирологических теорий.

- Кредитов не брал и не собираюсь! - отрезаю я. - Да и начальство нормальное, не за что ему хамить. Выбираю конспирологию. К тому же, среди ветврачей традиционно высокий уровень самоубийств. Никто не удивится.

- Это потому, что только склонные к самоубийству и идут в ветврачи… - мрачнеет Голос.

- Ой, да расслабься ты. Мысли позитивнее! Смотри, вон, даже Ангел не бухтит. Бери пример!

Мы посмотрели на Ангела Хранителя. Тот сидел в воздухе и сосредоточенно строчил что-то выдернутым у себя же пером на листке бумаги подозрительно официального вида.

- Картина маслом «Ленин в Разливе»! - вырвалось у меня. - Пишет «Государство и революция»…

- Это «Отказ от претензий» - деловым тоном прервал мой сарказм Ангел. - Ты должен подписать. Вот здесь... Мне это понадобится, когда будет разбирательство, назначение нового подопечного и всё такое. Ну, ты понимаешь… Они должны знать, что я сделал всё что мог.

- Кровью подписывать? - на всякий случай уточнил я и занёс палец над насосавшимся комаром.

- Что?! Это тебе не… - Ангел гневно сверкнул очами - не договор купли-продажи! У нас всё на доверии. Достаточно просто подумать. - На его лице нарисовалась профессиональная улыбка. - Помыслы регистрируются автоматически. Ты помнишь, что сказано…

- Помню, помню… - оборвал я и убрал палец. Комар облегчённо выдохнул, перекрестился лапкой и, с натугой выдернув из меня хоботок, полетел кормить семью.

Парадоксальным образом, такие обсуждения всегда успокаивают. Это жутко бесит остальных участников, что ещё больше поднимает мне настроение.

- Скучные вы! Уйду я от вас… - заканчиваю я, поднимаясь. - Пошли. Без них обойдёмся! - это уже Юле. Она подозрительно оглядывается по сторонам, но послушно встаёт и вскидывает на плечи рюкзак. Хорошо, когда рядом есть человек, чей уровень безбашенности превосходит твой собственный. А ещё лучше, когда так думают оба.



Умбозеро. Хибины. ГОК Олений Ручей.

На этом участке кто-то заморочился выкопать все шпалы, превратив насыпь в шикарную дорогу. Правда, оригинальная Дорога 1000 Ручьёв, идущая чуть ниже, тоже не выглядит заброшенной. Видимо, любителей автомазохизма хватает, чтобы не давать ей зарастать.



Железная дорога Кировск-Ревда.



Дорога 1000 Ручьёв.

Сзади слышится звук мотора и нас неспеша настигает УАЗик «Буханка».

- Здорово, медвежий корм! - вежливо здоровается немолодой водитель. - Подвезти?

Он выглядит очень колоритно, сразу видно, что может многое рассказать. Но менять этот прекрасный мир на шумное, тряское и пахнущее бензином нутро железной коробки, совсем не хочется.

- Нет, спасибо! Мы пешочком. Медведи ещё не кормлены!

- Это аргумент! - серьёзно кивает водитель и, махнув на прощание рукой, уезжает.

Через пару километров, в награду за принципиальность, получаем шикарные виды Хибин, которыми вряд ли успели бы насладиться из машины.



Умбозеро. Хибины.



Умбозеро. Хибины.



Хибины.

На мостике через очередную речку делаем небольшой привал. Специалисты утверждают, что в таких речушках тоже водится рыба. Я долго всматриваюсь в прозрачную воду глубиной по щиколотку, но никаких признаков жизни не замечаю. Это, разумеется, не значит, что её здесь нет.



Эйфелева ёлка.

Насыпь, меж тем, медленно, но верно поднимается вверх. Это заметно не только по «просевшим» горам и скрывшемуся озеру. Лес вокруг изменился. Берёзки стали ниже, корявее. Иван-чай вообще запутался во временах года. Рядом с давно отцвётшими и одевшимися в осенний красный стеблями, зеленели свежей листвой только что распустившиеся.



При этом, на берегу одного из ручьёв буйно растёт дягиль. Вроде как, для него здесь должно быть прохладно.



Дягиль лекарственный.

Так же плавно и незаметно как поднялась, дорога спустилась обратно к озеру и болотам. Неожиданно замечаем, что солнце уже не за спиной, а нависает над Хибинами и явно собирается за них закатиться. Оказывается, уже вечер.



Железная дорога Кировск-Ревда.



Умбозеро. Хибины.

До Ревды осталось совсем немного, завтра дойдём. Получим на почте лодочку и... Тревожная мысль приходит к нам одновременно - а какой сегодня день недели? Вспомнилась прошлогодняя «Почтовая гонка» в Териберку. С острым чувством дежавю лезем за телефоном и выясняем, что сегодня... ну конечно пятница! В субботу на почте короткий день, а потом два выходных. Если не успеем забрать лодку завтра утром, прилипнем на два дня. Значит опять гонка! Сегодня придётся идти до упора, чтобы на завтра поменьше осталось. Ноги, взбодрённые новой целью, шагают шустрее.

Через несколько километров выходим на перекрёсток. Налево пойдёшь - на губу попадёшь. На Песочную...



Умбозеро. Дорога на губу Песочную.

...Направо пойдёшь - рудник найдёшь и Вахтовый посёлок в комплекте. Прежние хозяева их там потеряли. Теперь, всё заброшено.



Ловозёрские тундры. Вахтовый посёлок.

Насыпь, до и после переезда, зачем-то перерыта и слегка заросла. Но уже через пару сотен метров приобретает прежний вид.



Железная дорога Кировск-Ревда.

Небо залилось закатным румянцем и лес погружается в прозрачные сумерки. Ноги начинают маленько заплетаться, а глаза с надеждой рыскают по обочинам, высматривая подходящее место для ночёвки. Но с этим проблемы. То дебри, то болото, то воды рядом нет.

Минуем ручей Прямой. Я наугад простираю указующий перст налево в лес и уверенно объявляю, что там должна быть площадка. (На самом деле, уверен только в том, что если её там не окажется, то просто упаду в мох). Однако, нам везёт и площадка, даже со старым кострищем, чудесным образом находится именно там. Не иначе - подарок от таёжных Духов.

Я принимаюсь за костёр, а Юля отправляется за водой и... пропадает. Ручей весело журчит где-то совсем рядом, давно горит костёр, сумерки сгущаются, а её всё нет. Начинаю подавать звуковые сигналы. И без того редкие птицы пристыжённо замолкают. Сейчас совершенно неподходящее время, что бы теряться! (Как будто есть подходящее). Набираю полную грудь воздуха и исторгаю отчаянный клич в сторону предполагаемого ручья. Сосны вздрагивают от акустического удара, с ветки падает оглушённая ворона. И появляется Юля. Совсем с другой стороны.

Через полчаса мы уплетаем грибной суп под хоровое гудение протопавших почти 30 км ног, испытывая особое уютное «Вечернее счастье». До Ревды осталось всего 10 км. Есть шанс успеть!



Стоянка у Прямого ручья.



Маршрут 11 дня.

Продолжение.

Ловозёрские тундры, пеший поход, озеро Умбозеро, Мурманская область, Пунча, дорога 1000 ручьёв

Previous post Next post
Up