Сколько лет-то уже прошло - больше четырехсот?.. С тех пор, как в этом городе жил этот человек. А как будто никуда и не уходил. Ни из этого города, ни из жизни. Был бы Лениным, сказали бы - живее всех живых!.. Но он был художником. Причем, гениальным! Поэтому и сегодня в Амстердаме он почти везде - на улицах, в музеях, на сувенирах. А на улице Йоденбреестраат, 4-6, - его дом, который теперь музей. Музей Рембрандта, как вы , наверное, догадались…
Здесь он жил в самые сладкие свои годы. Был богат, знаменит и счастлив со своей любимой женой Саскией. Три этажа добротного жилища солидного бюргера, каковым в то время Рембрандт и был, удачно женившись на дочке бургомистра Амстердама. Конечно, много картин - в основном его современников, учеников и учителя - Питера Ластмана. Большинство же работ самого Рембрандта экспонируются в Рейксмузеуме и занимают там одно из центральных по значимости мест. А в доме то, что окружало его при жизни. Кухня, спальня, домашняя утварь наглядно представляют нам голландский быт 17-го века. А на третьем этаже оборудована мастерская по производству офортов - своего рода типография тех лет. Ну, и сам Рембрандт, как известно, был непревзойденным мастером офорта.
Почти двадцать лет жил он в этом доме. И за это время в жизни Рембрандта прошло все самое значительное, состоялись самые счастливые и трагичные события. Здесь он обрел семейное счастье, учеников и последователей, купался в славе и богатстве, собирал фантастическую по тем временам коллекцию европейской живописи... Но здесь же судьба послала ему и тяжкие испытания - потерю троих новорожденных детей, первой жены, а затем и богатых заказчиков и личного состояния. Характерно, что даже экспозиция самого дома-музея Рембрандта была воссоздана по описи нотариуса, составленной при продаже имущества обанкротившегося художника.
Но как это часто бывает с гениями, история всегда находит способы с ними расплатиться. И именно так, как они этого заслуживают. Через пару веков в Амстердаме одумались и воздали памяти художника по полной. Невесть сколько гульденов было потрачено на поиск и выкуп его картин по всему миру, на оборудование дома-музея, переименование площадей, строительство памятников и проведение исследовательских работ… Рембрандт заслуженно стал национальным достоянием страны. Хотя мощь его творчества, конечно, шире границ одной страны, даже такой богатой на достижения в области искусства, как Нидерланды. Весь мир с восхищением и понятным благоволением выстраивается в очередь перед его картинами, ищет и находит в них новые, созвучные современности проявления человеческого характера.
Невозможно равнодушно смотреть на его наполненные жизнью портреты, на жанровые картины, от которых буквально захватывает дух, если, конечно, смотреть на них не на бегу, под скучное бормотание аудиогида. Остановитесь на мгновение, и вы поймете - они и сейчас живые, даже по-настоящему «буйные»! Неравнодушного человека многие картины Рембрандта способны почти как «Торжественная месса» Бетховена одновременно и «заводить» вас на подвиг, и низвергать в беспросветную депрессию…
И даже если вы не были в Эрмитаже или Пушкинском музее, в амстердамском Рейксмузеуме, где собраны значительные коллекции Рембрандта, многие картины вам известны. Уверен, тут же назовете «Даная». Немного подумав, вспомните «Пир Валтасара» и «Ночной дозор». Возможно, по репродукции узнаете какой-либо из его автопортретов (мне лично безумно нравится тот, что с Саскией на коленях!). И не ошибётесь, конечно, потому что это одни из самых известных, если не ключевых произведений Рембрандта.
Но в его наследии еще десятки невероятных произведений на исторические, библейские, или мифологические темы. Сотни портретов и жанровых сцен, выхваченных из обычной жизни. И очень большая коллекция офортов, значительная часть которой, кстати хранится в Эрмитаже. В офортах художник старался ухватить самую соль тех или иных сюжетов, делая как бы наброски пером или стальным резцом, которые в последствии превращались в фундаментальные полотна. Бывало, кстати, и наоборот - Рембрандт делал своеобразные реплики на свои живописные произведения в технике офорта, которая давала возможность уже тогда тиражировать его работы.
Но это нам, потомкам, понятно величие Рембрандта и его колоссальный вклад в развитие живописи. Гении же при жизни не всем очевидны. И поэтому ему много-много раз приходилось сталкиваться и с непониманием его замыслов, и претензиями публики, и капризами заказчиков... Все это сильно било по самолюбию, заставляло Рембрандта страдать. И эти страдания художника тоже оставили след в его творчестве, особенно в работах последнего периода жизни. Вспомните хотя бы «Возвращение блудного сына» и вы всё поймете…
И как бы скучно это ни звучало, Рембрандт был настоящим новатором в искусстве. Практически в каждом живописном жанре, за который он брался, смог сказать свое слово, проявить характерный свето-теневой стиль. И даже по сей день у большинства фотографов-портретистов в ходу именно «рембрандтовская схема света». Это - портрет человека с поворотом головы на три четверти, освещенный одним источником света, как бы из окна... Так что все мы отчасти его ученики и последователи…
И мой вам совет, будете в Амстердаме, - не пройдите мимо его дома. Прежде всего для того, чтобы заглянуть в прошлое и попытаться настроиться на одну духовную волну с Рембрандтом. После этого, я уверен, вам уже будет легче в Рейксмузеуме смотреть на его картины. А по большому счету - видеть мир глазами гения.
Еще Амстердам:
Почему Амстердам счастливее Москвы -
http://a-strunin.livejournal.com/80784.htmlМир глазами гения (о Рембрандте) -
http://a-strunin.livejournal.com/81373.html Анатолий Струнин
Амстердам