День реформации и популярная мифология

Oct 31, 2012 11:50




Развесистая лютеранская клюква
Последнее время праздник Реформации, точнее, то, как он употребляется ан масс, вызывает у меня глухое раздражение, которое с годами все нарастает. На поверхности это связано с тем, что пятидесятники и им подобные ребята выходят на улицы наших городов с пантомимами с молотком, гвоздями и прочими артефактами и что-то там изображают. По какому праву? Какое отношение они-то имеют к Реформации? Вас, как говорится, тут не стояло. Реально.

Но это то, что на поверхности. Есть вторая причина.

Лютеране вообще носятся с этим днем Реформации как с писаной торбой. Сегодня все торжественно бьют себя кулаками в грудь, говорят громкие лозунги, торжественно поют Ein feste Burg и все в этом роде. Потом праздник проходит, игрушки выброшены на свалку до следующего года, можно возвращаться к своим баранам идиосинкразиям. Уже сейчас нарастает истерия по поводу 500-летия "Реформации." Если бы вы сказали об этом совершенно особенном дне, Величайшем Празднике Лютеран Всех Времен и Народов, обычному христианину Аугсбургского Исповедания 16 или 17 века, он бы посмотрел на вас недоуменно и просто не понял бы, о чем речь. А если бы вы объяснили ему, что имеется в виду, он бы скорее всего назвал вас сектантом. И был бы прав.

Гвозди и молоток - это революция. Это взгляд извращенцев 19-го века, породившего, среди прочего, Интернационал (с его "весь мир насилья мы разрушим до основанья" в каноническом переложении на русский), на век 16-й. До 19 века не знали лютеране такого праздника как "день Реформации." Точнее праздник у них был совсем другой, о котором сегодня многие совсем уже и не помнят. 25 июня. День представления Аугсбургского исповедания императору Священной Римской Империи германского народа Карлу V. Это был действительно церковный праздник, потому что Аугсбургское Исповедание - подлинно католический документ. А нынешний праздник Реформации отдает нехорошим сепаратистским душком. Здесь прусский дух, здесь пруссией пахнет. Так что я даже в каком-то смысле и не против, что его захватывают на разграбление пятидесятники. Если они теперь у нас протестанты, то почему бы им и не праздновать "день Реформации." По Сеньке и шапка.

На этом можно было бы и закончить. Но если не заканчивать, а спуститься еще поглубже, в сумрак.. Там откроются совсем удивительные вещи.

Тезисов как таковых не было. Лютер никогда сам не говорил о тезисах. Это обозначение появилось в 18 веке. Слово носит догматический характер. Если бы Лютер выдвинул "тезисы," его бы сразу зажали в угол и обвинили в ереси (тезисы отстаивают, это не подразумевает гибкости). А он не был революционером. Он был набожным монахом-августинцем. Он говорил о propositiones, предложениях, которые можно было обсуждать в частном порядке, написанных им на "клочке бумаги." Соответственно, эти мысли Лютера были скорее всего написаны от руки, в то время они еще не были напечатаны (и не предназначались для печати и всеобщего).

Публичного диспута в университете не было. Лютер хотел устроить обсуждение с несколькими коллегами, но никто не пришел. Когда он намеревался его устроить, точно не понятно. Но это было в какой-то момент после 31 октября.

Числа "95" не было. Лютер нигде не приводит такого числа. Оно появляется значительно позднее.

Итак, в документе под названием "95 тезисов" нет ни числа "95," ни, собственно, тезисов. А что есть? Что точно произошло 31 октября?

В общем, ничего особенного. Лютер был послушным католиком. Он действовал строго канонически, по-церковному, так, как и должен был. 31 октября он отправил предложения епископу своего диоцеза Иерониму Шульце. Это то, что подразумевает иерархия: священник не лезет через голову своего епископа, равно как и не сеет смуту среди духовенства и народа, но решает проблемы в первую очередь со своим церковным начальством.

Скорее всего Лютер не прибивал написанные им размышления ни к какой двери. Он сам об этом нигде не говорит. Сами описания Лютером событий того времени ничего такого не содержат (а он три раза рассказывает, как все было с его стороны). Картинки наподобие той, что приведена в самом начале поста, появились только в 18 веке, при том, что еще прижизненных изображений Лютера была масса. Диспут Лютера с Каетаном. Лютер на Вормском сейме. Лютер и Экк. Лютер на встрече в Марбурге. Но почему-то двери с пришпиленной к ней революционной листовкой места не нашлось.



Первый раз тема графически преподносится как сон Фридриха Мудрого, который тот пророчески увидел за день до события. Потом из сна перешло в явь.



Оригинальная дверь сгорела в 1760 г. Эту дверь с "95 тезисами" в бронзе распорядился поставить ностальгирующий прусский романтик Фридрих Вильгельм IV. Сталин тоже распоряжался, чтобы снимали фильмы про Петра I, с которым он очень любил себя сравнивать.
Но вернемся к переписке Лютера со своим епископом. Через три с половиной месяца он послал ему также объяснения своих предложений, потому что к тому времени они уже получили распространение и некоторые злопыхатели не преминули очернить Лютера и неверно представить его мотивы. Поэтому ему пришлось объясняться. И что бы вы думали? Его владыка посчитал, что его объяснения - "хорошие католические." Если бы не римские теологи, разрулили бы. Альбрехт Майцский (еще один епископ, которому Лютер тоже отсылал его предложения) переправил текст Лютера в Рим, а там уже Приерий преподнес его Льву X в контексте "нападок на власть папы." Тут уже, как говорится, без вариантов.

Но надо мне остановиться, а то от лютеранства камня на камне не останется. Вот что ураган и вынужденное зависание в Джамейке с людьми делает...

реформация, Лютер, лютеранство

Previous post Next post
Up