Имена вокзалов. Часть 2. Петербург.

Feb 08, 2023 17:12


Слово вокзал
Собственные имена вокзалов

Прилагательное, встречающееся в письменных источниках перед словом «вокзал» обычно связано с местом его расположения. Павловский вокзал - в Павловске, Царскосельский - в Царском Селе, Выборгский вокзал - в Выборге, и т.д. Но для столиц, в которых вокзалов было много, имена вокзалов формировались другим способом. Обычно имя происходило от названия железной дороги, которой он принадлежал, или направления, которое он обслуживал. Но это было не полное официальное название дороги, а привычное для горожан.
Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград - Санкт-Петербург

Список вокзалов

1837 Царскосельский, Виндавский, Московско-Виндавский, Детскосельский, Витебский
1847 Николаевский, Московский, Октябрьский
1853 Варшавский
1857 Петергофский, Балтийский
1870 Финляндский
1872 для покойников Николаевской ж.д. Преображенского кладбища
1875 для покойников Финляндской ж.д. Успенского кладбища
1892 Ириновский, Охтинский
1893 Приморский, Сестрорецкий, Новодеревенский
2003 Ладожский

Как вы заметили, первое упоминание собственного имени вокзала, без указания железной дороги, которой он принадлежит, я обнаружил в 1866 году: в Табели домов во Всеобщем календаре на 1867 г. Гоппе и Корнфельда указан Петергофский воксалъ. Но начнем всё-таки со старейшего, то есть Царскосельского.

Царскосельский, Виндавский, Московско-Виндавский, Детскосельский, Витебский

Первое название станции: Санкт-Петербургская станция Царскосельской железной дороги. Дальнейшие я приведу в таблице. В числе прочих источников использовались [61, 62, 75].

Год
Наименование станции
Наименование дороги

1837
Санкт-Петербург
Царскосельской

1899

Московско-Виндаво-Рыбинской

1904
Санкт-Петербург-Пассажирский

1914
Петроград-Пассажирский

1920

Северо-Западных

1921
Петроград -Витебский

1924
Ленинград-Витебский

1926
Ленинград-Пассажирский-Витебский

1929

Октябрьских

1934

Октябрьской

1940

Ленинградской

1942

Октябрьской

1947

Ленинградской

1953

Октябрьской

1994
Санкт-Петербург-Пассажирский-Витебский

Первое здание построено в 1837 году. На Семеновском плаце, в 70 метрах от Введенского канала. В 1852 году каменный вокзал построили уже на берегу Введенского канала.
Первое обнаруженное упоминание собственного имени «Царскосельский вокзал»: 1886 год [63, с. 34].
Смена дороги-владельца, перешивка на стандартную колею и продление линии на Витебск на название вокзала не повлияли: до 1918 года он продолжает во всех источниках зваться Царскосельским.
7 ноября 1918 года на торжественном заседании Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов был принят декрет о переименовании Царского Села в Детское Село Урицкого. Судя по [62], тогда же переименовали и железнодорожную станцию.

Кто и как называл вокзал во время гражданской войны, я не установил, но в справочнике «Весь Петроград 1922 г.» [64] вокзал почти везде называется уже Детскосельским. Только в списке городских телеграфных отделений под номером 7 неожиданно остался «Царскосельский вокзал (Московско-Винд.-Рыб. ж.д.)». А в списке петроградских вокзалов он указан как Витебский (Детскосельский). Оба названия, Витебский и Детскосельский, перемешаны и в справочнике Абоненты ленинградской телефонной сети 1925 г. [65]. Зато в справочнике «Весь Ленинград на 1925 год» [66] появляются сразу четыре названия.

В разделе «Почтовые и телеграфные отделения на вокзалах» указан Детскосельский (б. Витебский), а в разделе «Вокзалы» - Витебский (б. Детскосельский). Военный комендант железнодорожной станции и Дорожная страховая касса Сев.-Зап. ж. д. располагаются на Виндавском вокзале. В Указателе улиц и площадей Ленинграда в качестве объектов перечислены все ленинградские вокзалы. Наш называется Московско-Виндавским. Но остановки трамваев называются Детскосельский вокзал. Что считать «официальным названием»?
Все четыре названия встречаются и в справочниках «Весь Ленинград» на 1926 [67], 1927 [69] годы, в 1928 [72] и 1930 [73] исчезает только название Виндавский вокзал. Зато в издании «Весь С.С.С.Р. на 1926 год» [68] в списке вокзалов Москвы и Ленинграда указано только одно название:  Витебский вокзал. В Путеводителе «Окрестности Ленинграда» [70] вокзал называется Детскосельским. В Списке абонентов Ленинградской городской телефонной сети 1927 г. [71] встречается и Детскосельский, и Витебский вокзал.
Итак, железнодорожники переименовали станцию в Петроград-Витебский еще в 1921 году. «Народное» название вокзала, Детскосельский, появилось в 1918 году и закрепилось. Но объект города, который наравне с площадями, проспектами, улицами , переулками, дорогами, деревнями, аллеями, скверами, садами, рынками, набережными, островами и каналами, приписан к городскому району, почтовому отделению, отделениям милиции, нарсуда и участку фининспекторов почему-то назывался по названию Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги Московско-Виндавским вокзалом. И хотя станция и вокзал с 1920 года Московско- Виндаво-Рыбинской дороге уже не относились, название объекта живет в справочниках до 1930 года.

В Национальном корпусе русского языка ни Виндавский, ни Московско-Виндавский вокзал в Петрограде/Ленинграде не встречается вовсе. Похоже, названия были строго официальными и в бытовой речи не использовались. Детскосельским вокзал называли в 1920-е годы, а Витебским - начиная с 1930-х.
В книге «На лыжах по окрестностям Ленинграда» [76] вокзал везде называется Витебским, хотя ездят с него до Детского села.
В Путеводителе по Ленинграду 1930 года [77] во всех случаях использовано Детскосельский вокзал, только в списке вокзалов с уточнением - Детскосельский (б. Витебский).
Путеводителей по Ленинграду 1931 года доступно два: в [78] вокзал, в основном, - Витебский, хотя встречается и Витебский (Детскосельский), и Детскосельский, а в [79] вокзал назван Витебским везде, кроме остановки автобуса № 1, которая все еще называется «Детскосельский вокзал» и телефонный переговорный пункт все еще расположен на Детскосельском вокзале.
В справочнике «Весь Ленинград на 1932 год» [80] Указатель улиц и площадей превратился в раздел «Проезды г. Ленинграда», в который вокзалы уже не включили. Зато появилась в этом разделе замечательная площадь



Комментировать не буду. В остальных местах книги вокзал везде называется Витебским, за исключением разделов, посвященных городскому транспорту: остановки трамваев и автобусов, стоянки такси все еще на Детскосельском вокзале. На следующий год [81] трамвай и автобус останавливаются уже на Витебском вокзале, больше ничего не меняется.
В 1933 году во всех ленинградских справочниках [82, 83] все вокзалы имеют современные названия. Но даже в 1940, в [85] перед Витебским вокзалом все еще площадь Детскосельского вокзала.

Николаевский, Московский, Октябрьский

Первое название станции: Санкт-Петербургская станция Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.

Год
Наименование станции
Наименование дороги

1847
Санкт-Петербург
Санкт-Петербурго-Московской

1855

Николаевской

1886
Санкт-Петербург I

1914
Петроград I

1923

Октябрьской

1924
Ленинград I

1926
Ленинград-Пассажирский

1929

Октябрьских

1930
Ленинград-Пассажирский-Московский

1934

Октябрьской

1993
Санкт-Петербург-Главный

Первое здание построено в 1851 году.
Первое обнаруженное упоминание собственного имени «Московский вокзал»: 1870 год [31] и «Николаевский» в том же 1870 [86]. В справочной литературе имя для этого вокзала появляется почему-то позже остальных вокзалов Петербурга, только в 1882 году. Дальше название Николаевский укореняется во всех изданиях, хотя в Полном путеводителе по Петербургу и всем его окрестностям Домбровского [87] он записан под двойным названием:



Под названием Николаевский вокзал переживает революцию и гражданскую войну. В 1922 году вокзал еще Николаевский [64]. После переименования Николаевской железной дороги в Октябрьскую вокзал стал назваться Октябрьским практически сразу [65], но еще некоторое время с пометкой «б. Николаевский», в том числе, и в Указателе улиц и площадей Ленинграда [66].
В 1930 году вокзал все еще Октябрьский [77], а в 1931 он становится Московским [78]. В [79] неожиданно встречается Московский (бывш. Николаевский) вокзал, будто и не был он Октябрьским. Впрочем, в 1932 году [80] стоянки таксомоторов все еще располагаются у Октябрьского вокзала. Для железнодорожников вокзал остается Октябрьским до 1930 года [88, 89].

Варшавский
Первое название станции: Санкт-Петербургская станция Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги.

Год
Наименование станции
Наименование дороги

1853
Санкт-Петербург
Санкт-Петербурго-Варшавской

1907
Санкт-Петербург Варшавский
Северо-Западных

1914
Петроград-Варшавский

1924
Ленинград-Варшавский

1926
Ленинград-Пассажирский-Варшавский

1929

Октябрьских

1934

Октябрьской

1993
Санкт-Петербург-Пассажирский-Варшавский

Первое здание построено в 1853 году.
Первое обнаруженное упоминание собственного имени в 1869 году, в справочниках впервые нашелся в 1880 году [53], в дальнейшем имя не менял.
Закрыт в 2001 году.

Петергофский, Балтийский
Первое название станции: Санкт-Петербургская станция Петергофской железной дороги.

Год
Наименование станции
Наименование дороги

1857
Санкт-Петербург
Петергофской

1872

Балтийской

1893

Балтийской и Псково-Рижской

1907
Санкт-Петербург Балтийский
Северо-Западных

1914
Петроград-Балтийский

1924
Ленинград-Балтийский

1926
Ленинград-Пассажирский-Балтийский

1929

Октябрьских

1934

Октябрьской

1993
Санкт-Петербург-Пассажирский-Балтийский

Первое здание построено в 1857 году.
Первое обнаруженное упоминание имени «Петергофский вокзал» в 1866 году [20]. Название «Балтийский вокзал» впервые встречается во Всеобщем календаре на 1880 год [53], через 8 лет после образования Балтийской дороги. В литературе вокзал зовут Петергофским еще в 1889 году [90], а «Балтийский вокзал» попадается лишь с 1890-х.

Финляндский
Первое название станции: Санкт-Петербургская станция Санкт Петербурго-Рихимякской железной дороги. Поскольку дорога была построена и эксплуатировалась не МПС, а Дирекцией финляндских государственных железных дорог, подчинявшихся Императорскому финляндскому сенату, ее финские названия в российских справочниках не отслеживаются. На планах и в справочниках, изданных в метрополии, дорога сначала называется Выборгской, а потом вся железнодорожная сеть Финляндии в МПС именуется Финляндскими железными дорогами.

Год
Наименование станции
Наименование дороги

1870
Санкт-Петербург
Выборгской

Финляндских

Санкт-Петербург

1914
Петроград

1918
Петроград-Финляндский
Николаевской

1924
Ленинград-Финляндский

1923

Октябрьской

1926
Ленинград-Пассажирский-Финляндский

1929

Октябрьских

1934

Октябрьской

1993
Санкт-Петербург-Пассажирский-Финляндский

Первое здание построено в 1870 году. Первое упоминание собственного имени в 1879 году [52]. До настоящего времени вокзал имени не менял.

Ириновский, Охтинский
Первое название станции: Охта Ириновского подъездного пути.

Год
Наименование станции
Наименование дороги

1892
Охта
Ириновского подъездного пути

1895
Охта-Нева
Ириновского подъездного пути

1918?

Николаевской

1923

Октябрьской

Первое здание построено в 1892 году.
Первое упоминание собственного имени «Ириновский вокзал» в 1896 году [87]. Словосочетание «Охтинский вокзал» обнаруживается только в современных источниках. Похоже, пока вокзал функционировал, это название не употребляли.
В 1895 году Ириновская узкоколейная дорога была продлена на 710 метров до пристани на Неве, где в 1898 году была построена новая конечная грузопассажирская станция Охта-Нева. И Ириновским вокзалом стали называть ее здание. Но были и варианты. В справочнике «Весь Петроград на 1917 год» [91]



Момент передачи подъездного пути в ведение Николаевской железной дороги точно установить не удалось.
В справочнике «Весь Петроград 1922 г.» [64] Ириновский вокзал еще функционирующий.



В 1923 году Ириновская железная дорога была перешита на широкую колею и замкнута на Финляндский вокзал. Движение поездов по узкой колее на участке ст. Охта - Ржевка сохранялось до 1926 года включительно, а затем на её месте были уложены трамвайные пути и открыто движение городских трамваев. В справочнике «Весь Ленинград на 1925 год» [66] в списке вокзалов Ленинграда уже указана станция Охта, а Ириновский вокзал остается в Указателе улиц и площадей Ленинграда



В этом Указателе он проживет до 1927 года [66], после чего исчезает из справочников совсем.
Приморский, Сестрорецкий, Новодеревенский
Первое название станции: Новая деревня Приморской Санкт-Петербург-Сестрорецкой железной дороги.

Год
Наименование станции
Наименование дороги

1893
Новая деревня
Приморской Санкт-Петербург-Сестрорецкой

1914

Приморской Петроград-Сестрорецкой

1919?

Николаевской

1923

Октябрьской

Первое здание построено в 1893 году. Название «Приморский вокзал» впервые встретилось в 1896 году [87].
Имена «Сестрорецкий вокзал» и «Новодеревенский вокзал» для вокзала в Новой Деревне встречается только в современных публикациях.
В 1918 году вокзал еще функционировал как конечная станция [92], но позже поезда стали отправляться с Финляндского вокзала, а Новая деревня стала промежуточным остановочным пунктом. Вот расписание 1923 года.




В справочнике «Весь Ленинград» за 1922 год нет никаких признаков вокзала в Новой деревне.
В справочнике «Весь Ленинград на 1925 год» [66] Приморский вокзал обнаруживается только в Указателе улиц и площадей Ленинграда



В Указателе улиц он встретится еще в 1926 году [67], после чего исчезает из справочников совсем.
Ладожский
Первое название станции: Санкт-Петербург-Ладожский Октябрьской железной дороги Оно же и последнее.
Первое здание построено в 2003 году.

Литература
Продолжение следует.

названия вокзалов, вокзалы, история, Москва, Санкт-Петербург, железная дорога

Previous post Next post
Up