Последний год меня больше всего терзали вопросы: кто и когда начал производить картонные эдмондсовские билеты в России, а также кто, когда и зачем стал проделывать отверстие в середине этих билетов.
Немногие понимают, что эти вопросы волнуют меня не только из-за тихого помешательства эйситиристикой, но и как фрагменты истории основной специальности, поскольку относятся к истории развития информационных технологий.
Именно так, никаких компьютеров и в помине не было, а информационные технологии были, потому что была информация и необходимость ее получать и обрабатывать. Были с древних времен, с момента, когда для получения необходимой информации потребовалось нечто большее, чем пересчитать предметы пальцем.
То, что Иосиф с Марией отправились из Назарета в Вифлеем, относилось к технологическим особенностям учета подданных при переписи населения в первом веке нашей эры. А уж "Трактат о счетах и записях" Пачоли 1494 года - это революция именно в технологиях учета и обработки данных, после которой стало возможно автоматически выявлять ошибки в учете. А ошибки, конечно, тоже делали с древних времен.
И основная заслуга Томаса Эдмондсона связана как раз с тем, что он ликвидировал пропасть между возможностями железнодорожного транспорта по перевозке пассажиров и возможностями документального и информационного обеспечения таких перевозок, остававшегося на уровне эпохи дилижансов.
Идея была простой: не выписывать билет от руки в момент, когда его хотят купить, а продать заполненный заранее билет, на котором в момент продажи проставляется только дата. Это позволило многократно уменьшить время обслуживания пассажиров в кассе. Существенно упростились и задачи учета: поскольку билеты нумеровались последовательно, и на них уже была проставлена цена, то выручку от продажи билетов одного типа можно было получить, вычтя из номера верхнего билета при закрытии кассы номер билета, который был верхним при открытии кассы, и умножив получившееся число на цену.
Для реализации своей идеи Эдмондсон стал заранее печатать на билетах типографским способом станции отправления и назначения, класс вагона, цену и номер (для последнего ему пришлось изобрести механический нумератор, который потом встроили в печатный станок). Дату в момент продажи стали ставить «в одно касание» мастичным штампом. Потом появились аппараты для нанесения даты тиснением, а еще позже игольчатые компостеры.
Почему в качестве материала Эдмондсон выбрал картон - я не знаю. То ли картонную заготовку научились подавать в печатный станок автоматически, а с бумагой это не получалось, то ли картон встречался реже бумаги, что уменьшало вероятность подделки.
Всё это Эдмондсон проделал в Великобритании в 1840-х годах, но до России эдмондсовский билет дошел не сразу.
Вот какими были российские железнодорожные билеты еще в 1860-х (изображения кликабельны).
Главное общество российских железных дорог было образовано в 1857 году, поскольку в казне не было денег на строительство железных дорог. Главные акционеры были французскими, они назначили французского главного директора. Российской типографии, где можно было разместить заказ на печать билетов, то ли не нашли, то ли не искали. Поэтому билет был отпечатан во Франции (посмотрите учетные данные под рамкой). На билет уже шлёпнули факсимиле подписи директора, но так и не заполнили.
Вот билеты Волжско-донской дороги, 1863 год.
Станции на обычных билетах уже напечатаны, благо их на этой дороге было всего 6 (Волжская в Царицыне, Садовая, Крутая, Карповская и Кривомузгинская и Донская в Калаче) но номер, цена и дата проставлены вручную, еще гусиным пером.
Для нижнего чина использован обычный бланк, но указана цена со скидкой. Как после продажи таких билетов отчитывались по выручке, я не представляю.
Понятно, что желание использовать нормальные билеты уже было, особенно у продвинутого Главного общества, по Европе эдмондсовские билеты уже распространились, но в России не было базы для печати таких билетов. И дело даже не в нумераторах, их можно было и из-за границы привезти. В России не умели делать билетный картон.
Вот тут настало время предъявить нашего героя. Я уже несколько лет встречаю его фамилию на старых билетах, а не так давно мне удалось добыть несколько документов, связанных с его фабрикой. И, наконец, меня ткнули носом в справочник «Торгово-промышленный мир России» за 1915 год, в котором о нем оказалась целая статья.
Знакомьтесь: Адальберт Иванович Лишке.
На фотографии ему уже около 80 лет. Цитируемый далее текст, как я уже написал, был размещен в книге Торгово-промышленный мир России. 1915 год. Ред.-изд. Е. В. Михальский. Отдел IX, стр. 9. Размещение информации в этой книге было платным. По всей видимости сын героя, Александр Адальбертович, решил порадовать папашу панегириком. Так что к приводимым фактам следует подходить осторожно, по возможности проверяя их по другим источникам.
Адальбертъ Ивановичъ Лишке состоитъ владѣльцемъ фабрики желѣзно-дорожныхъ билетовъ, технохимическаго и механическаго производства въ Петроградѣ.
Родился онъ 25 сентября 1834 года въ гор. Венденѣ, Лифляндской губ.
По окончанiи образованiя А. И. Лишке решилъ посвятить себя какой-нибудь практической дѣятельности и свой выборъ остановилъ на переплетномъ и картонажномъ дѣлѣ, для чего поступилъ въ бывшее въ то время въ Ригѣ большое переплетное заведенiе Фельцера, гдѣ учился четыре года. Послѣ этого онъ прiѣхалъ въ Петроградъ и поступилъ въ переплетную «Вейдле и Кохъ» и пробылъ тамъ два года. Такъ какъ въ то время въ Россiи производства эти находились еще въ зачаточномъ состоянiи, то изучить ихъ на мѣстѣ не было возможности, поэтому Ад. Ив. отправился во Францiю и поступилъ въ Парижѣ на картонажно-билетную фабрику. Изучивъ до тонкости это дѣло, онъ отправился въ Германию, гдѣ побывалъ въ Штудгардѣ, Лейпцигѣ и Берлинѣ, продолжая совершенствоваться въ любимомъ дѣле.
По возвращенiи въ Россiю А. И. Лишке открылъ въ 1864 г. въ Петроградѣ свою переплетную мастерскую, которую оборудовалъ первыми въ Россiи переплетными машинами, выписавъ ихъ изъ заграницы.
Итак, в 30 лет Адальберт Лишке открыл собственное дело. К сожалению, адрес, по которому было развернуто производство, мне пока неизвестен.
По предложенiю А. И. Лишке въ 1868 г. въ исправительныя заведенiя былъ введенъ впервые платный трудъ для арестантовъ. Съ этой цѣлью часть инструментовъ его мастерской была перенесена въ тюрьмы.
Да, экономный был господин. Думаю, что эта часть его деятельности достойна отдельного исследования, но то, что интересует меня, произошло немного позже.
Въ 1868 г. по заказу Варшавской ж. д. Ад. Ив. началъ изготовлять желѣзнодорожные пассажирскiе билеты. Спустя нѣкоторое время и Николаевская ж. д. дала такой же заказъ, въ концѣ концовъ всѣ российскiя желѣзныя дороги стали заказывать билеты у него же.
Петербурго-Варшавскую железную дорогу достроило в 1862 году и эксплуатировало Главное общество Российских железных дорог. Как раз в 1868 году, 1 (13) сентября, тому же обществу в собственность передана Николаевская железная дорога, поэтому и заказ последовал «несколько позже». Не вполне понятно, когда наступил «конец концов», когда у Лишке стали заказывать билеты все железные дороги, да и наступал ли он когда-то. Скорее, это метафора. Во всяком случае, еще в 1871 году Петергофская дорога продолжает использовать старые бумажные билеты и к Лишке на поклон не идет.
Но картонные билеты, действительно появились. Я никогда не видел билетов этого времени ни Варшавской, ни Николаевской ж.д., но билеты других дорог в последнее время вылезли из-под полов доходных домов Петербурга.
Вот билет Новоторжской железной дороги, использованный в 1873 году, из коллекции Александра Храмова.
Движение по участку было открыто в 1870 году. Станция Осташково сейчас называется Лихославль.
А вот билеты Рыбинско-Бологовской железной дороги, уже из моей коллекции.
Движение открыто в 1870 году. Билеты использованы в 1872 (?) и 1874 годах.
Похоже, Адальберт Иванович давал большие скидки на большие тиражи, а у Правлений железнодорожных обществ при оценке объемов пассажирских сообщений губы были раскатаны до земли, если не сползали в погреб. В результате запаса билетов «Петербург-Рыбинск», напечатанных в начале 1870-х хватило на 30 лет.
Странно, что в панегирике ничего не сказано про медаль, полученную компанией Лишке на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года, но медаль эта изображалась на всех его бланках.
Открываем «Отчёт о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге» (1871 г., Санкт-Петербург, Типография товарищества «Общественная польза» по Мойке № 6), и видим на на стр. 92:
А в приложениях, на стр. 45 читаем:
Награда эта на выставке имела четвертую категорию (высшей наградой было право использования государственного герба, а уже потом шли золотая, серебряная и бронзовая медали). Но меня-то больше интересует не то, как оценили продукцию Лишке эксперты выставки, а официальное признание его первенства в изготовлении эдмондсовских билетов.
Но не всё у Адальберта Ивановича было так гладко.
В какой-то момент Главное общество российских железных дорог получило станок для печати эдмондсовских билетов, и стало заказывать у Лишке только картонные заготовки, да еще по цене ему руки выкручивало, почти как наш финансовый директор.
Мне удалось раздобыть документы по сделке 1874 года. Вот рекламка фабрики Лишке с совершенно неразборчивой резолюцией какого-то начальника из Главного общества.
Уже после публикации Борис Прокофьев смог прочесть последнюю строчку резолюции: "на картонъ немед-ленно".
А вот и автограф Адальберта Ивановича.
Конечно, сам Лишке это письмо только подписал. Для того чтобы письма писать, у него уже имелись специальные люди с хорошим почерком.
Письмо получено адресатом 31 декабря 1874 года, и в нем написано, что Адальберт Иванович является поставщиком Главного Общества уже 6 лет, то есть мы нашли еще одно подтверждение, что билеты начали печатать в 1868 году. На обоих документах указан и адрес конторы Лишке: 1-я рота Измайловского полка, дом 12, кв. 12.
Для не имеющих чести быть петербуржцами нужно пояснить, что 1-я рота - это название улицы у Измайловского проспекта, позднее переименованной в 1-ю Красноармейскую. Отмечу еще, что в двенадцатой квартире располагалась именно контора, а где располагалось производство, уже гордо названное фабрикой, мне неизвестно.
Цена устанавливается в 60 коп. за тысячу заготовок.
Что меня в этом письме поразило, так это символы, в которые обрамлена цена, написанная цифрами:
Я до сих пор встречаю иногда в документах, созданных пожилыми людьми, расшифровку подписи, обрамленную именно такими символами вместо скобок (даром что ГОСТ, по которому расшифровка подписи не требует никаких скобок, в СССР ввели еще где-то в 1970-х).
Но я считал, что символ этот появился в подражание машинописному знаку процента, которым заменяли скобки при использовании портативных пишущих машинок, потому что на них не было ни скобок, ни косой черты. Но в то время, когда писалось письмо, не было портативных пишущих машинок, да и Ремингтоны в Америке еще серийно не выпускались. К кому бы пристать, чтобы объяснил…
Следующий документ относится уже к 1880 году. Это очередной заказ заготовок для билетов всё тем же Главным обществом.
Вам не видно, но документ имеет повторяющийся водяной знак РЖД. Поставка осуществляется в главный магазин (тогда так склады назывались) Варшавской железной дороги. Чей адрес проставлен на обороте, я не понял.
Цена за 5 лет не поменялась, всё те же 60 коп. за тысячу (не будь письма, я бы и не понял, что в столбце «Род единицы» размашисто написано «тч»), то есть стоимость поставки по этой бумажке составляет 900 руб.
Немалые в то время деньги.
В общем, дела у Лишке шли совсем неплохо, так что в 1882 году он достраивает собственный доходный дом по адресу Английский пр., 60 (он же Люблинский пер., 9, поскольку дом угловой), в который переезжает и он, и его фабрика. Вот ссылка на страницу, с которой я всё это стянул
здесь, включая картинку.
Правда, дом был записан на жену, Амалию Андреевну Лишке. Как-то это очень уж по-современному. Впрочем, я же не знаю, когда Адальберт Иванович женился. Может, дом входил в приданное.
В 1889 году на фабрике устанавливают котел и паровую машину на 10 лошадиных сил, после чего Лишке долго и безуспешно судится с Товариществом «Людвиг Нобель», установившим машину (Практика бывшего 4-го и Судебного Департаментов, а также 2-го Общего Правительствующего Сената Собрания и Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената по торговым делам с 1889 г. по 1907 г. включительно. Составители А.Добровольский и Н.Бер. Том II. Издание 3-е. Издание юридического книжного магазина Ив.Ив.Зубкова под фирмою «ЗАКОНОВЕДЕНИЕ», комиссионера государственной типографии. С.Петербург, 1914, стр. 422-425).
Следующие билеты напечатаны после 1879 года, когда был введен государственный сбор с проездной платы, и до 1894 года, когда этот сбор изменился и стал включаться в тариф.
Из «лежачих» билеты превратились в «стоячие», поскольку из взрослых превращались в детские путем отрезания нижней части билета. Нижняя часть оставалась в кассе и служила для учета количества проданных детских билетов. А чтобы можно было посчитать цену отрезка, на нижней части напечатаны номера станций отправления и назначения, указанных в верхней части.
Продолжим цитировать панегирик.
Такимъ образомъ дѣло А. И. Лишке съ каждымъ годомъ развивалось и совершенствовалось. Вскорѣ онъ сталъ поставщикомъ картонныхъ билетовъ не только для казенныхъ и частныхъ железныхъ дорогъ, но также и для пароходныхъ обществъ.
Поскольку билеты пароходных обществ до Петербурга не доплывали и под полы не попадали, сейчас их известно не слишком много. Вот билеты общества «Самолет».
Успех Лишке на поприще эдмонтизации был таков, что уже в 1892 году в томе IIIa Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона было напечатано:
Билеты железнодорожные - это знаки, дающие право на проезд в вагоне. Б. бывают обыкновенные, т. е. такие, которые дают право проезда по одной какой-либо жел. дороге, на которой взят этот Б., и так называемые Б. прямого сообщения, которые дают право для проезда по нескольким железным дорогам, хотя бы дороги эти проходили и в других государствах, но соединены были с той, на которой берется Б.
Б. первого рода называются иногда билетами местного сообщения, делаются почти на всех железных дорогах по однообразной системе Эдмондсона. Такой билет представляет собой кусок картона в 2 дюйма длины и 1дюйм шир., на котором отпечатано: станция отправления, станция назначения, класс билета, цена за проезд, гербовый сбор и общая стоимость билета, серия и № билета. По системе Эдмондсона, принятой повсеместно, каждая станция на дороге имеет особый полный алфавит, серии и нумерацию билетов, начиная с 1, всех 3 классов, отдельный для каждого класса и каждой станции назначения. Серии принято означать буквами алфавита, считая в каждой серии 10000 номеров билетов, а потому буква серии и номер билета сейчас дают точную цифру всего числа пассажиров, проехавших с данной станции на другую (известного класса) со времени постройки дороги. Кроме того, билеты каждого класса отличаются по наружному виду - цветом.
Тем временем Главное общество российских железных дорог в 1894 году прекратило свое существование. Его железные дороги были выкуплены казной, что Адальберта Ивановича не сильно расстроило, поскольку казенные железные дороги продолжали заказывать билеты у него.
Появленiе въ Россiи ленточныхъ билетовъ въ катушкахъ тоже относится къ изобрѣтательности А. И. Лишке, который для этого производства выписалъ изъ заграницы спецiальныя машины и сталъ поставщикомъ катушечныхъ билетовъ городскихъ конокъ, трамваевъ и частныхъ торговыхъ фирмъ. Успѣхъ въ начинанiяхъ только больше придавалъ энергiи Ад. Ив. къ новымъ изысканiямъ въ области техники для практическихъ примѣненiй.
Вот рулонные билеты фабрики Лишке.
Но монополистом в этой сфере у Адальберта Ивановича стать не получилось. Провинция предпочитала заказывать билеты у своих или в Москве, в Питере рулонные билеты на конку стала печатать литография В.Кене и Ко, трамвайные билеты Петербургская управа стала заказывать не Лишке, а типографии Дубинского, а потом вообще стала печатать в городской типографии.
Да и в изготовлении картонных билетов Адальберт Иванович перестал быть монополистом. Во всяком случае, в справочнике Весь Петербург на 1896 год появилось объявление
А вот коллаж рекламы Лишке из того же справочника.
Следующая цитата.
Особеннаго вниманiя заслуживаетъ его работа по изготовленiю спецiальныхъ счетныхъ карточекъ по заказу статистическаго комитета министерства внутреннихъ дѣлъ, для разработки данныхъ всероссiйской народной переписи. Такихъ карточекъ имъ было изготовлено въ теченiе полугода около ста миллiоновъ штукъ. За эту работу онъ былъ удостоенъ министерствомъ внутреннихъ дѣлъ удостовѣренiя за «своевременное и вполнѣ безукоризненное исполненiе» даннаго заказа.
Тут речь идет о Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Как учит нас
ВикипедияПосле сбора данных, сведения переписных листов кодировались с помощью специальных условных знаков и затем переносились в отдельную для каждого лица перфокарту. Перфокарты использовались непосредственно при подсчёте, осуществлявшемся при помощи счётных электрических машин Голлерита (Холлерита).
Выходит, Адальберт Иванович был еще и первым производителем перфокарт в России.
Онъ внимательно слѣдилъ за всѣми усовершенствованiями въ своей спецiальности и, не останавливаясь ни передъ какими затратами, брался за производство послѣднихъ техническихъ изобрѣтенiй, конечно, если они вели къ практическимъ результатамъ. Такъ, напримѣръ: шкафы для продажи желѣзнодорожныхъ билетовъ, компостеры, щипцы для кондукторовъ и контролеровъ, машины для наложенiя герба на билеты и контроля нумерации билетовъ и пр.; все это проведено въ жизнь трудами А. И. Лишке.
Как я понимаю, собственное механическое производство Адальберту Ивановичу удалось развернуть после установки на фабрике паровой машины, то есть после 1889 года.
Билет фабрики Лишке "с наложением герба" на машине Лишке пока известен только один. Он находится
в коллекции Ивана Андреева. Заодно это единственный известный российский эдмондсовский билет, на котором напечатан производитель.
Кстати, возможно дырка посреди билета, с назначением которой я до сих пор не могу разобраться, была побочным результатом работы машины Лишке для наложения герба. Но, может быть, она как-то использовалась и в шкафах лишке для продажи железнодорожных билетов. Я не знаю, как они были устроены.
Всю малину Адальберту Ивановичу испортил князь и академик Борис Борисович Голицын, который в 1899 году был назначен управляющим Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг (в будущем Гознак) и всего за три года своего руководства Экспедицией отобрал у Лишке все заказы на печать билетов казенных железных дорог, а ведь в то время казенных дорог было уже большинство. Экспедиции тоже нужны были деньги. А переманить дороги было не сложно: Экспедиция стала печатать на обороте билетов защитную сетку по технологии Орлова (я здесь ни при чем), которую в то время практически невозможно было подделать. Фабрика Лишке, да и все типографии мира в то время, таких возможностей не имели.
Доходы от печати билетов, как я понимаю, резко упали, но наш неунывающий герой снова приступил к диверсификации производства.
Въ 1905 году А. И. основалъ заводъ для производства свѣто-чувствительной, восковой и копировальной бумагъ, а также красокъ для телеграфныхъ аппаратовъ и штемпелей.
А ведь Адальберту Ивановичу уже семьдесят. Энергии его можно только позавидовать.
Кстати, сына своего он к управлению своими фабриками так и не подпустил, Александру Адальбертовичу пришлось купить себе в 1911 году отдельную типографию, чтобы было где развернуться.
Но картонные билеты для железных дорог, которые казне не принадлежали, Адальберт Иванович печатать продолжал. Вот примеры
Помимо уже перечисленных инструментов и станков на фабрике Лишке изготавливали для казначейства специальные прессы для уничтожения ветхих денежных купюр.
Отсюда:
В 1913 году казначейства получили циркулярное письмо Отдела кредитных билетов Госбанка "О новых прессах для пробивки ветхих кредитных билетов и тиражных процентных бумаг". Рекомендовано было с получением пресса, изготовленного на фабрике Лишке, принять такой порядок работы: "Ветхие кредитные билеты, поступающие в казначейства и отсылаемые в подлежащие учреждения Госбанка, пробивать дважды прессом, а именно: имеющимся ныне в казначействе прессом пробивать по-прежнему подпись управляющего и вновь высланным вырубать подпись кассира... Сообщая о сем, Государственный банк дает знать, что ящик от стола к прессу Лишке, в который падают вырубленные подписи кассира, должен быть всегда заперт, а ключ храниться у казначея, самые же вырубки должны быть уничтожаемы путем сожжения ежедневно, немедленно по окончании пробивки и при том обязательно в присутствии казначея пли заменяющего его лица".
Въ настоящее время предпрiятiе А. И. Лишке поставлено на столь широкихъ началахъ, что до сихъ поръ занимаетъ въ своей спецiальности первое мѣсто въ Россiи.
Из Списка фабрик и заводов Российской Империи. 1912 г.
Умер Адальберт Иванович около 1916 года. Точной даты не нашел. Но с 1917 года дом по Английскому проспекту записан уже на Александра Адальбертовича.
В заключение хочется поблагодарить сообщество
retro_piter и лично
kaganer за поддержку в моих изысканиях и обеспечение необходимыми источниками информации.