Античный стиль в интерьере - по другому, греко-римский, можно сказать ещё архаика или античность, всё это названия одного и того же периода в искусстве, которому характерен античная демократия Древней Греции и Древнего Рима. Именно в таких декорациях жил Юлий Цезарь и философствовал Платон, вместе со своим другом Сократом. Именно в такой архитектуре Витрувий писал свои книги про архитектуру и размышлял
над идеальными пропорциями.
Термин Античность придумали не Греки и Римляне, создавшие основу для культуры нашей цивилизации, а их потомки. Шедевры, которые они оставили как неповторимые и не заменимые примеры искусства, зодчества, философии и демократии, положившие начало, а часто до сих пор не превзойдённые, потомки, назовут Античность - лат. antiquitas , что значит, всего лишь, Древность.
Click to view
Античность легла в основу всех классических и многих современных стилей интерьера.
Классицизм,
Неоклассицизм,
Барокко,
Рококо,
Ампир и Ренессанс - это не полный перечень стилей, которые потомки Древних, смогли по разному украсить.
Античность, прежде всего, рассматривается через призму колонн, по формам и декорам, которых стиль разделён на 4 периода:
1. Дорический ордер, появился первым и отличался простотой, колонна имела капитель, стилобат и базу:
2. Ионический ордер, стал более изящным, ионики:
3. Коринфский ордер, обильно украшался, часто листьями:
4. Тосканский ордер, стал первым эклектичным стилем, смешав в себе 3 ордера:
Настенная живопись, с мифическими сюжетами; полы украшенные мозаикой; фрески; терракотовые фигурки; скульптуры, с изображением людей и Богов; триумфальные арки; цилиндрические своды; и, конечно, колонны, признаки триумфального и немного музейного стиля интерьера. Характерно, отсутствие лишних деталей.
Благородство и завершённость интерьера можно найти как в организации пространства, где центральная прямоугольная зала, окружалась по периметру остальными помещениями, так и в мельчайших деталях ручной работы мастеров того времени. Арочно-ордерная ячейка, более известная как триумфальная арка, является тоже изобретением Древних греков.
Внутренние помещения были украшены живописью и облицовкой, полы мозаикой, где со временем появились ковры, а кессонные потолки, дополнялись рельефными изображениями.
В таком интерьере можно использовать светлые цвета (
белый, слоновая кость), золотые,
жёлтые и
синие, оттенки
красного, терракотовые и чёрные.
К сожалению, образцы античной мебели не сохранились, но известно, что:
- Использовалось 3 вида стульев (церемониальные, трапезные, обычные скамейки;
- Обеденные столы были низкими, на трёх ножках;
- Вместо шкафов использовались сундуки.
Мебель изготавливалась из древесины, иногда покрывалась тканями, и инкрустироваласть различными мозаичными вставками и древесиной другого цвета. Покрывала и скатерти были однотонными, иногда с фигурными, геометрическими или растительными орнаментами.
Античная мебель была простых форм, а в знатных домах можно было встретить ножки в виде грифонов и звериных лап. Верхняя часть ножки мебели могла прикрываться листьями аканта, или шеями лебедей. Клисмос - кресло с изогнытуми в виде сабель ножками.
Фигурные и растительные орнаменты, геометрические элементы, пилястры, спиральная и волнистая линия, дорогие породы дерева, мрамор, бронза,
золото, слоновая кость, глина - всё это атрибуты Античного стиля интерьера.
До 1920 года мнение о стиле формировалась, по сохранившимся изображениям на вазах и архитектурных рельефах. Когда на полуострове Халкидики был греческий город Олинф, разрушенный по приказу царя Филиппа Македонского в IV веке до н.э., историки, культурологи и архитекторы получили более качественные данные о жизни Древних. Например, стало известно, что стены могли расписываться полосами красного, желтого, голубого или белого цвета. Мебель, часто напоминала
египетскую. А кровати были высокми (клинэ).
Вазы разных размеров использовались повсеместно. Они служили дополнительным декором для интерьера, а также ёмкостями для хранения разных продуктов, вина. Керамические вазы расписывались сюжетно и просто орнаментами.
Орнаменты видо изменялись от ордера к ордеру. В дорическом - много сфинксов и грифонов. На смену им пришли геометрические изображения и пейзажи. Меандр, ионики, перлы, пальметты, плетёнки, а с приходом коринфского ордера мы получили акант.