О революциях и инвестициях

Nov 07, 2012 13:33

Перенесемся на сто лет назад. На дворе - благословенный 1912-й. В Америке на выборах победил Вудро Вильсон, которого современники считали одним из самых образованных политиков. Он до сих пор остается единственным президентом США, имеющим докторскую степень. В Китае рухнула династия Цинн, правившая страной почти три столетия. Но это мало кого волнует. Российская Империя с помпой отмечает 100-летие победы в Отечественной войне и готовится к празднованию еще более значимой даты - 300-летию Дома Романовых. Политики разных стран разглагольствуют о мире, процветании и прогрессе.

Итак, Вы - успешный 30-летний присяжный поверенный и только что выиграли крупную сумму денег. Вы решаете распорядиться ею с толком и инвестировать так, чтобы в старости жить на доходы и проценты. Хотя термин диверсификация еще не придуман, Вы интуитивно понимаете, что не стоит хранить все яйца в одной корзине. И поэтому помещаете средства в облигации Великобритании, Германии, России и Австро-Венгрии. Плюс добавляете к портфелю акции компаний молодого, но перспективного рынка - США. Вы понимаете, что последний шаг рискован: страна еще только формируется, но риск - благородное дело, как будут говорить впоследствии инвестиционные консультанты.



Проходит 35 лет. Вам крупно повезло. Пережив две мировые войны, Вы дотянули в добром здравии до возраста, в котором уже можно подумать об уходе на покой. Ок, но что с Вашими инвестициями?

Увы, российские облигации, подписанные самим Николаем II, превратились в бесполезные листы бумаги. Боны Австро-Венгрии, после свержения Габсбургов «поделенные» между лоскутами бывшей империи, в конечном счете, стоят 1/16 от прежнего. Еще сильнее обесценились облигации Германии после гиперинфляции 1920-х гг. Только бумаги Великобритании и акции США радуют. Последние выросли в цене вдвое за 35 лет. Примерно в темпе потребительской инфляции в Америке.

Словом, если в каждую из стран Вы инвестировали по 1/5 первоначальной суммы, то в итоге через 35 лет получите не более половины вложенного. В реальном выражении, т.е. с поправкой на рост цен.

Да, события первой половины XX века во многом уникальны. Но - не более, чем уникален 15-кратный рост индекса Dow Jones в 1982-2012 гг. И то, и другое, вполне вероятно, относятся к разряду редких событий или «черных лебедей». На одном инвесторы теряют деньги, на другом - делают. Но ни то, ни другое от них, по большому счету, не зависит.

Смысл приведенного выше исторического экскурса совсем не в том, чтобы повторить: судьба играет человеком… ©

облигации, прогноз, валютный курс, Китай, инвестиции, акции, сбережения, Россия, девальвация, личные финансы, статистика, фондовый рынок, США, средний класс, бюджет

Previous post Next post
Up