Российский бюджет и Резервный фонд снова в арабских/персидских руках. Как долго просуществует кубышка Минфина зависит сейчас от того, как скоро саудиты договорятся с иранцами. Ну и некоторые мелочи типа курса доллара к рублю, потребительской инфляции, пенсионных накоплений и проч. от этого зависят тоже. Потому что всё это и многое другое в значительной степени определяется нефтяными ценами.
А для них на ближайшую перспективу есть аж четыре возможных сценария только в рамках сюжетной линии заморозка нефтедобычи картелем и Россией. Но именно они до конца сентября будут довлеть над мировым рынком чёрного золота, двигая его котировки. Потому - четыре синопсиса под катом.
Нефтяные цены ждут решения главных нефтедобытчиков.
Вариант 1. Все договариваются о заморозке.
Скоординированное замораживание производства нефти странами ОПЕК и Россией будет наиболее эффективным способом стабилизации рынка. Надежды на это вспыхнули с новой силой, когда на саммите G-20 в Китае была анонсирована российско-саудовская встреча в конце месяца. И если договорённости будут достигнуты, то даже квотирование на довольно высоком - июльском - уровне будет означать стабилизацию нефтедобычи на отметке 33,4 млн баррелей в день. Ориентировочно это позволит привести предложение в соответствие со спросом на нефть в четвертом квартале, и цены выйдут в коридор 50-60 долл./баррель.
Вероятность реализации - 15-20%.
Вариант 2. Все договариваются о заморозке, но квоты устанавливаются индивидуально.
Такое решение пытаются продавить Иран, Нигерия и Ливия, чья нефтедобыча сейчас сильно отстаёт от потенциала. Напротив, Россия и Саудовская Аравия, похоже, добывают нефть сейчас на максимуме возможного.
Инфографика © Bloomberg.
Индивидуальное квотирование нефтедобычи, учитывающее интересы Нигерии, Ирана и Ливии, будет означать, что суммарный лимит установится на уровне 36,2 млн баррелей в день. И это приведёт к тому, что предложение нефти будет превышать спрос на неё примерно на 2,5 млн баррелей в день. В итоге нефтяные цены могут опуститься в коридор 30-40 долл./баррель к концу года.
Вероятность реализации - не более 10%.
Вариант 3. Все договариваются о снижении нефтедобычи с целью добиться роста котировок нефти на мировом рынке.
Это разумный сценарий для нового большого нефтяного картеля, и поэтому он вряд ли будет реализован. Тем более, что в прошлом основное бремя сокращений несла на себе Саудовская Аравия, которая теперь открыто говорит о нежелании подыгрывать конкурентам и терять рыночную долю. Но в совершенно фантастическом случае достижения такой договорённости, нефтяные цены улетят в коридор 60-80 долл./баррель.
Вероятность реализации - менее 1%.
Вариант 4. Консенсус не достигается и всё остаётся как есть.
Это наиболее вероятный сценарий, и вряд ли рыночные игроки будут сильно разочарованы его реализацией. Но поскольку ожидания каких-то договорённостей уже заложены в текущие цены, их коррекция вниз неизбежна. Скорее всего, новые ценовые уровни окажутся в диапазоне 40-45 долл./баррель. Но могут уйти ещё ниже, если рынок услышат в словах нефтяных министров намёк на окончательный конец широкого нефтяного картеля.
Вероятность реализации - 65-75%.
Для России все эти сценарии будут означать продолжение трат Резервного фонда в текущем году прежними темпами, поскольку даже рост нефтяных цен не успеет сильно улучшить ситуацию с бюджетными доходами, рассчитанными из среднегодовой стоимости бочки в размере 50 долл. А вот насчёт следующего - возможны варианты, ибо для властей было бы оптимальным сохранить кубышку на 2018 год. Рычагов влияния тут у них три - сокращение расходов, девальвация рубля и ускорение инфляции.
Как думаете, за какой возьмутся в первую очередь, благо выборы скоро пройдут?