Фото © Reuters.
Дом на сваях из неразорвавшихся тяжёлых авиабомб, впоследствии обезвреженных сапёрами, далеко не редкое архитектурное решение в лаосской глубинке. Такое мирное применение смертоносных снарядов можно, в какой-то степени, считать послесловием к практическому уроку демократии, который Лаосу преподавался на протяжении восьми лет подряд самой демократической страной мира. И сейчас хромой утке Бараку Обаме приходится иметь дело с его последствиями.
А всё началось с нескольких слов другого американского президента, чья популярность даже за пределами CША не меркнет с годами.
В марте 1961 года президент Джон Кеннеди заявил, что «Лаос далеко от Америки, но наша планета невелика... и безопасность всей Юго-Восточной Азии окажется под угрозой, если Лаос утратит свой статус нейтрального независимого государства». В полном соответствии с доктриной активной защиты национальных интересов сначала в Лаос были направлены военные советники, затем подразделения специальных операций, а далее всё пошло по нарастающей.
Всего с 1964 по 1972 годы на крошечную страну было сброшено два с половиной миллиона тонн бомб - почти по пять центнеров на каждого из 5,2 млн жителей. Поскольку американцы пользовались старыми - еще времен Второй мировой войны - боеприпасами, около полумиллиона тонн не разорвалось. И по сей день, по данным лондонского еженедельника The Economist, от взрывов таящейся в земле смерти ежегодно гибнет свыше от нескольких десятков до нескольких сотен лаосцев, включая женщин и детей. Максимум в XXI веке был зафиксирован в 2008 году - свыше 300 человек. Прошлый год взрывы унесли жизни 42 лаосцев.
Фото © Reuters.
Чтобы обезвредить все остающиеся в земле практические пособия по демократизации, потребуется тратить по 25 млн долл. в год на протяжении ближайших 10 лет. У одной из самых бедных стран Юго-Восточной Азии таких средств попросту нет.
Это, разумеется, не подводка к выводу о том, что если они так делали, то и кому-то ещё так же можно. И даже не сентенция о том, что не дело стране с таким бэкграундом учить других основам демократии и защите международного права. Это просто памятка. Невежливое напоминание о недавнем прошлом.
Ведь такие вещи нельзя забывать, правда?