.
начало здесь К тому времени, о котором пойдет речь, на Большом литературном конкурсе прошел ряд острых дискуссий о качестве и уровне стихов, представляемых номинаторами и отбираемых экспертами. Баталии были, прямо скажем, нешуточными - одни и те же стихи вызывали порой совершенно диаметральные отклики. Разумеется, тот, кто их категорически не принимал, то и дело задавался вопросом "Куда смотрел/чем думал номинатор?" Номинаторы, в свою очередь, отбивались как могли, отстаивая право на собственное мнение. В конечном счете все локальные дискуссии о конкретных номинированных стихах упирались в вопрос о критериях отбора произведений на конкурс. Этот вопрос тянул за собой другой, более глобальный и неразрешимый в принципе - о критериях отделения поэзии от непоэзии вообще.
Всячески избегая участия в подобных дискуссиях (ибо истина в этих спорах никак не родится вот уже пару тысяч лет), я тем не менее внимательно читал различные высказывания, внутренне споря или соглашаясь с их авторами. Видимо, поэтому дальние отголоски развернувшейся полемики все-таки прослеживаются в том тексте, которым я сопроводил свои июльские номинации:
Пожалуй, мне будет непросто обосновать свой выбор стихотворений, номинированных в этот раз - хотя и в прошлом не припомню случая, чтобы сделать это было легко. Слишком тонка и эфемерна грань между поэзией и ее подобием, слишком субъективно наше восприятие, отчего один и тот же стих может вызывать диаметральные оценки: от "вот это да!" до "тяжело, рвано, мутно" - причем оба мнения имеют равные права на существование. Поэтому я не ставлю перед собой задачу кого-либо в чем-либо убедить, а просто поделюсь своими мыслями о представленных стихах. Соглашаться со мной или протестовать - дело ваше.
1. МАСТЕР ЕВГЕНИЙ
masterevgeny "Улетай..."
http://stihi.ru/2009/06/18/590 Дурочка, дикарка, полукровка,
отражённым светом отблистав,
стынет жизнь, как божия коровка,
уцепясь за краешек листка.
Что попишешь, если, догорая,
век - дотла - окрестности спалил?..
...Расправляй смелее, дорогая,
крылышки сиротские свои.
Неуклюже, истово, нелепо,
поперёк - дороге кочевой,
улетай, печальница, на небо,
не дослушав толком - для чего...
16.06.09.
Мастер Евгений для меня - поэт самого высокого уровня. Если характеризовать его творчество одним словом, то это слово - "подлинность". Его религиозная лирика основана на глубокой и исренней вере, его философские стихи - плод серьезного, порой мучительного осмысления действительности. Не припомню у Мастера Евгения стихов проходных, сиюминутных, необязательных. В 12-строчном стихотворении "Улетай" уместилась, по сути, целая человеческая жизнь - с ее противоречиями, загадками, надеждами и отчаянием. А сильнее всего "зацепила" меня жизнь в образе божьей коровки, готовой взлететь на небеса с огрубевшей ладони много испытавшего на своем веку человека.
Сергей СЕМЕНОВ "Уехали вместе с врачом..."
http://stihi.ru/2009/07/05/285 "Уехали вместе с врачом...", -
Строка для начала,
И в общем, и ясно о чем...
Хорошего мало.
Так мало, что хочется взять,
С размаху, о стену...
Ты видишь, об этом нельзя,
Как будто ты цену
Не знаешь такой вот строки;
Но некуда деться,
И ты понимаешь: стихи
Не цель и не средство.
Отвлечься, как быть ни при чем -
Неловко, нечестно.
Уехали вместе с врачом...
Еще не известно...
Это стихотворение не поймет и не оценит тот, кто ни разу не испытал мучительного и бессильного ожидания, когда идет борьба за жизнь близкого человека. Кому довелось - наверняка прочувствует все нюансы и все недосказанности этого стиха и удивится точности переданных ощущений. И это не случайное попадание - было непросто выбрать одно стихотворение из всего, что представлено на страничке Сергея. На мой взгляд, он обладает острым вИдением мира и умением сказать ровно столько, сколько нужно, чтобы читатель дорисовал начатую картину именно так, как ее увидел и замыслил сам автор.
Татьяна ГУРОВА "На троих"
http://stihi.ru/2008/12/26/2558 Тот, кто дал подержать мне пол-литра покоя, сказал:
Подержала, хлебнула, погрелась - и будет. И отнял.
Я иду со снарядом сухого глухой подворотней.
Мы сегодня бухаем, а завтра с утра - на вокзал.
Тот, кто дал мне от щедрости счастья на двадцать минут,
Конфискатом забрал, и имеет на это хозяйское право.
На согласных, кончаясь, декабрь западает картаво.
Не остаться ли здесь? Нас и дома не очень-то ждут.
Тот, кто дал мне рисунок с огнём на другом берегу,
Сам и есть тот огонь, но не автор, создавший пейзажик -
Тёмной лентой река, за рекою - лесок и овражек,
И ничейная нежность, уснувшая в тёплом стогу.
Потанцуй, моя радость, хоть отсветом дальним в зрачках,
Похвалы не дождешься, не надо вздыхать обреченно,
Никаких дашь на дашь. Это, мальчик мой, даже почётно:
До скончания века ходить у меня в должниках.
Да, моими молитвами заполыхают мосты,
Стоит только решить - алес гут, порезвились, и хватит.
А пока разольём, чем богаты, возрадуемся, и накатим
На троих на изнанке у пустоты.
И снова перед нами - свой, непохожий на предыдущие, разговор о жизни во всей амплитуде ее взлетов и падений, со всеми светлыми и темными сторонами. Но за впечатляющими декабрьско-июльскими контрастами, за родной и привычной нашему слуху "алкогольной" тематикой стиха прослеживается второй план, куда более глубокий. Начав с осознания того, что "никто никому не должен", что данное тебе в любую минуту могут отобрать обратно, героиня приходит к мысли о том, что отданное ею самой не обязательно должно возвращаться, что свобода дарить куда приятнее необходимости "требовать своё". И именно это осознание рождает финальное "возрадуемся и накатим" - как будто тяжелый груз упал с души после такого прозрения.
Все три стихотворения отражают реальную жизнь, все три заставляют читателя думать, все три не повторяют чужие открытия, а создают собственную поэтическую реальность. Все три близки мировоззрению и вкусу номинатора :+) Наверное, это и можно считать критериями отбора...
продолжение