.
В раздумье, чем бы оживить свой ЖЖ, я вспомнил одну вещь, которая может оказаться кому-то интересной (а может и не оказаться). Как-то я уже
рассказывал о том, что на сайте Стихи.ру проводится
Большой Литературный Конкурс (далее - БЛК). Там же я хвастался, что имею честь быть номинатором этого конкурса, то есть наделен полномочиями (и обязанностью) находить и выдвигать интересные произведения авторов Стихиры.
Должен сказать, что номинаторство мое уже в прошлом - энтузиазма хватило ровно на год, с апреля прошлого года до апреля нынешнего.
Поскольку я придерживался принципа "каждый раз - новый автор", а количество авторов, попадавших в финал БЛК всё возрастало и возрастало, моя задача с каждым месяцем становилась все труднее. Опасаясь, что необходимость ежемесячно "вынуть да положить" три достойных стихотворения приведет к снижению планки, я трусливо бежал с корабля подал прошение об отставке.
По неписаным правилам БЛК, номинатор, выдвигая понравившиеся стихи в лонг-лист, должен кратко обосновать свой выбор. Я это требование неукоснительно соблюдал, и в итоге, помимо коллекции номинированных стихотворений, у меня образовалась коллекция кратких аннотаций к ним. Сегодня я перечитал и сами стихи, и свои высказывания о них - и понял, что хотел бы обнародовать их здесь именно в таком сочетании. Не потому что высоко ценю собственную критическую мысль (боже упаси), и не потому, что хочу примазаться к талантливым авторам. Дело здесь, скорее вот в чем.
Когда находишь и читаешь что-то интересное, поначалу просто наслаждаешься процессом и испытываешь кайф. Потом, при повторном прочтении, обычно возникает желание понять и сформулировать для себя, чем тебя зацепил этот стих, разобраться, что в нем такого особенного, чего не встретилось в десятках других стихотворений, прочитанных и тут же забытых. Участие в работе БЛК дало мне возможность не только задуматься об этом, но и зафиксировать какие-то собственные впечатления. Однако время идет, стихи моих избранников оказываются погребенными под толстым слоем новых ежемесячных номинаций, и поэтому мне бы хотелось еще раз извлечь их на свет божий и собрать в одном месте. И добавить к каждому стихотворению по несколько номинаторских слов.
Итак, апрель, 2009 года, самый первый тур конкурса. Каюсь, по неопытности, я написал тогда какие-то дежурные, неинтересные фразы, повторять которые здесь не вижу смысла. Поэтому попробую еще раз перечитать три первых своих номинации и рассказать о каждой из них заново.
1. Владимир ТАБЛЕР "Что виделось зернам..."
http://www.stihi.ru/2009/03/26/3067 Что виделось зернам под красной, как сердце, луной
на ветре озерном летящим к воде ледяной?
Что мнилось хвоинкам в паденья растянутый миг?
Да разве мы вникнем? Ужели мы вспомним о них?
Ведь мы-то весомей по правилам этой игры,
чем сонмы несомой цветной и живой мишуры.
Ведь мы сотворили и воду, и небо, и твердь.
И мы еще в силе придумывать жизнь, а не смерть.
Лишь мы и умеем, чтоб ухало эхо в лесу,
чтоб ветер по мелям и птичье перо на весу.
Ведь вызвана нашей любовью мелькнувшая ость
звезды этой падшей и нас проколовшей насквозь.
И ночь налетела, и след от заката угас
и два наших тела истаяли в клекот и газ,
и только мы сами всему двуединый творец
из плазмы касаний, из лунного света сердец...
Наверно мы тоже - соринки, живое ничто...
Но все же, но все же мы были на горнем плато.
И утро небесно. И медленный лебедя лёт.
А все, что не песня пусть стихнет, угаснет, уйдет.
Это стихотворение Володя Таблер написал после довольно длительного перерыва, и оно кажется мне сейчас лучшим во всем его творчестве. Знали ли мы тогда, знал ли сам Володя, что эти прекрасные строки окажутся едва ли не последними в его жизни? Настоящие стихи не пишутся десятками в год, и неудивительно, что Таблер никогда не был особо плодовит. Каждое его стихотворение, каждая тема вызревала годами и терпеливо дожидалась своего часа. Вот и здесь, видимо, настало время осмыслить весь пятидесятилетний жизненный опыт и сказать "о главном". Мне безумно жаль, что жизнь Володи Таблера оборвалась так рано и внезапно, и в то же время я рад, что он успел оставить нам это стихотворение.
Надо сказать и о том, что сам Володя относился к написанному весьма критически. Несмотря на данное им согласие участвовать в конкурсе, через несколько дней после попадания в лонг-лист он попросил снять номинацию. Поэтому в архиве БЛК этого стихотворения нет, а в моем "архиве" без него никак не обойтись.
2. Геннадий ЕРМОШИН "Покатилась звезда"
http://stihi.ru/2009/03/02/5372 На душе - маета…
В майском вечере тая,
Покатилась звезда
С небеси, золотая…
Вслед бы, аки волхву,
Босиком по России…
Жаль, в родимом хлеву
Небогато с мессией…
Что ж гадать, да желать?
Ни к чему, и неважно.
Будет в небе пылать
Твой журавлик бумажный…
Словно Феникс, сгорать, -
Все мы, в сущности, птицы…
Вновь и вновь умирать
Над бесстрастной столицей…
Задыхаясь, глотать
Опаляющий воздух,
Раз не время летать…
Все мы, в сущности, звёзды…
Пусть едва ли видны
Записным астрономам,
Но от века больны
Вифлеемским синдромом, -
Теплим света щепоть,
Хоть не знаем ответа…
И ударит Господь
В колокольное лето…
И зажжёт фонари
Над дорогой к Мадонне…
И не нас до зари
Сдует с Божьей ладони…
И отступит беда…
В синем вечере тая,
Покатилась звезда
С небеси, золотая.
Я уже писал о творчестве Геннадия Ермошина
здесь, в цикле "Мои любимые авторы". Несколько лет назад Геннадий был весьма известен на Стихире, а потом сознательно ушел в тень, ибо любая суета, какое-либо продвижение своих стихов ему совершенно чужды. В результате новые его стихи зачастую остаются незамеченными. Но не будучи широко известными, оцененными по достоинству, они не становятся от этого хуже. "Покатилась звезда" с одной стороны, тематически и стилистически перекликается с прежними стихами Геннадия, а с другой - говорит о дальнейшем развитии его яркого таланта.
3. Дмитрий МАСЛОВ "В дороге"
http://stihi.ru/2008/09/12/1835 Вязание на спицах колеса -
народнейший из промыслов цыгана.
Пишите письма, девушка Татьяна,
незнамо на какие адреса!
Карболкой, словно шипром освежен,
под матюги носильщика-амбала,
как фарт словивший уличный катала
тасует нас до одури перрон.
Все тут? Все тут. Не обмануть контроль.
За полцены не сдать билеты в кассу.
Сосчитанные, как боеприпасы,
разделим хлеб, и соль, и алкоголь.
Помчится поезд, весело трубя,
сквозь горизонт с разбега продираясь.
И кладбища, как пригороды рая,
крестами щедро осенят тебя.
А дальше все столбы, столбы, столбы…
Ну, кто их только ставит в этих дырах?
И очередь у грязного сортира -
метафора изгаженной судьбы.
И спор не от великого ума,
а хочешь помолчать - сиди и слушай,
не чувствуя, как лечат наши души
уездных станций желтые дома.
И будет подкидной, переводной,
а в окнах фантастические виды.
Титаны сварят чай кариатидам,
ну а потом - пора и на покой.
И свет отключат, и уснет народ.
И проводник войдет, посмотрит строго,
и с наших глаз, в уплату за дорогу,
остывшие монеты соберет.
Если с первыми двумя номинациями особых проблем не возникло (я просто вспомнил то интересное, что удалось прочитать за последнее время), то с третьим стихом пришлось помучиться - перелопатить не один десяток стихотворений и не один десяток авторов. Хотелось найти не просто добротные стихи, а такие, чтобы "стрельнули" по-настоящему. (Собственно, впоследствии именно этим перелопачиванием я ежемесячно и занимался, поскольку "старыми запасами" решил принципиально не пользоваться). И мое терпение было вознаграждено этим стихотворением.
О Дмитрии Маслове я могу сказать очень немногое. Знаю, что он живет в Волгограде. Судя по стихам, жизнь не баловала автора, а воспитание, полученное в детстве, дворянским никак не назовешь. Отсюда и стихи у Дмитрия жесткие, без сантиментов. Но кто сказал, что таланту обязательно нужна родословная с гербами и медалями?
продолжение