Начитавшись стихов...

Oct 03, 2007 04:04

.
Читая стихи на форуме «Под одним небом», не мог отделаться от мысли, что проводить поэтические конкурсы со скрытым авторством в наши дни удобно как никогда - вероятность, что до подведения итогов кто-то будет узнан «по почерку», близка к нулю. Из нескольких десятков стихотворений от силы два-три можно было предположительно приписать тому или иному конкретному поэту, остальные же стихи - как хорошие, так и слабые - были «неузнаваемы» в принципе.

В свое время пародиста Александра Иванова часто упрекали в том, что он пишет не пародии, имитирующие стиль и манеру того или иного автора, а стихотворные фельетоны на отдельные, вырванные из контекста, поэтические строчки. На эти упреки Иванов неизменно отвечал: «А вы уверены, что у этих авторов вообще есть собственный стиль?» И действительно, довод был железный - как можно пародировать то, чего нет?

Многих ли современных поэтов можно безошибочно узнать по их стихам? Попробую назвать несколько имен. Михаил Сопин, Сергей Шестаков, Танда Луговская, Алина Кудряшева izubr, Наталья Малинина, Илья Кудинов... возможно, Вера Полозкова, отчасти Владимир Коркин, Рахман Кусимов, Олег Горшков, Александр Брятов и эээ... Мда... Конечно, поэтов у нас много, очень много - гораздо больше, чем существует на свете поэтических приемов. И всё же, прямо скажем, негусто...

Понимаю, что проблема, так сказать, не нова - Маяковский и Цветаева, к примеру, гораздо узнаваемее, нежели Ахматова и Пастернак. Свой почерк у Ахмадулиной, Слуцкого или Левитанского выражен куда более явно, чем у Тарковского или, скажем, Кушнера. И это вовсе не значит, что Пастернак слабее Маяковского, а Тарковский хуже Ахмадулиной. Равно как и в современной поэзии есть авторы, пишущие прекрасные стихи и... каждый раз открывающиеся с новой, незнакомой стороны. Очень ценю Игоря Царева, Геннадия Каневского, Игоря Караулова, Надежду Коган, Владимира Таблера, Александра Габриэля, Сергея Шоргина... но сказать, что без указания авторства узнАю их стихи с первого взгляда - увы мне...

Но, может быть, тем и хороши эти и подобные им поэты, что они дарят нам тематическое, образное и версификационное разнообразие, ищут новые ходы, не зацикливаясь на уже опробованных сюжетах и поэтических приемах? Ведь если посмотреть с другой стороны, ярко выраженная собственная манера письма заметно сужает арсенал выразительных средств - и вот уже слышны с разных сторон упреки в самоповторах, в «тиражировании» собственных стихов в адрес тех же izubr, vero4ka и других широко известных авторов (замечу: далеко не всегда обоснованные упреки, имхо). И вообще, так ли уж нужна стилистическая неповторимость, если она достигается в ущерб разнообразию и поиску нового?

В общем, я окончательно запутался и хотел бы услышать ваши умные мысли. Какой из двух подходов кажется вам более продуктивным? Можно ли (и нужно ли) пытаться соединить то и другое в одном флаконе? Чьими поэтическими именами вы можете подтвердить свои доводы «за» и «против»? Наконец, к какой категории - «стилистов» или «кругозорщиков» - вы отнесли бы собственную персону? В общем, объявляется социологический опрос - только чур без мордобоя! :+)
Previous post Next post
Up