О поэтических сообществах в ЖЖ (продолжение номер два)

Aug 26, 2007 22:38

начало здесь
продолжение номер один здесь

Вам показалось, что мой прошлый пост завершался словами «окончание следует»? Ага, я тоже так думал. Оставалось всего и делов-то - поговорить о тематических, узкоспециализрованных сообществах, среди которых, по-моему, есть несколько достойных вашего внимания. Ан не тут-то было! Окончание откладывается.

…Я говорил себе: не делай этого. Ты плохо знаешь тему. Ты начнешь поиски и увязнешь. Тебя неправильно поймут. Ты наживешь себе врагов. А внутренний голос предательски шептал: если ты не напишешь о сообществах хайдзинов, то твой обзор будет похож на ноль без палочки или на собаку без пятой ноги. И я сдался.

Если вдруг кто-то, кроме меня, не в курсе: «хайдзины» - это не «муэдзины». Это те, кого я прежде по малограмотности называл «хоккуистами». Люди, пишущие хокку. «Хокку» - это то же, что «хайку». Если не врет Советский энциклопедический словарь, то это «нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5-7-5). Отличается простотой поэтич. языка, свободой изложения». Точка.


Скажу вам честно, и можете меня после этого поколотить, что я всегда относился к жанру хайку с большим опасением, подозревая, что Басё и Ёса Бусоны не размножаются почкованием. Мне казалось, что это очень сложный и коварный жанр, в котором чрезвычайно трудно отличить пораженье от победы. Я полагал, что настоящие хайку рождаются в моменты озарения на стыке раскрепощенного созерцания, остроумия (в широком смысле слова) и парадокса. Я подозревал, что хайку родились в Японии, а не в России, в силу определенных особенностей японской культуры и японского мировоззрения, пришедшихся на определенный период истории, и что прорастить их семена на русской почве - это отдельная задача, требующая филигранного чутья и мастерства. Теперь я понял, как глубоко я заблуждался.

Оказывается, не надо ничего усложнять. Сказано же в энциклопедии «простотой поэтич. языка и свободой изложения» - чего там еще мудрить? Рифмовать не надо - отлично, а уж до семнадцати у нас и первоклассник считать умеет. Главное - это те самые простота и свобода - пиши о чем хочешь, как хочешь и не заморачивайся, хорошо ли получилось. Если плохо - мы еще куличей налепим, авось песочница не опустеет, и ведерко не отберут.

Именно в жанре хайку, как мне кажется, наиболее ярко проявились все те черты, из которых можно составить собирательный портрет графомана - нежелание вкалывать, стремление к легкому и быстрому результату, кроличья плодовитость и - самое главное - ужасающее отсутствие чувства меры. Конечно, в традиционной поэзии особо не разгуляешься - графомана держат в узде рифма, ударные и безударные слоги, объем произведения, наконец - надо же наскрести мыслей хоть на пару катренов. А значит, КПД «традиционного» графомана низок, производительность его труда и другие технико-экономические показатели оставляют желать, и зачем же ему такая сирая и убогая жизнь? То ли дело хайку быстрого приготовления - уж на 17 слогов и Эллочка Щукина набрала бы лексикона. Ну, а чтобы добро не пропадало - надо его куда-нибудь запостить. И лучше в несколько мест сразу. А если правила сообщества запрещают забацать тридцать новоиспеченных за вчерашний вечер хайку в один пост - мы их забацаем тридцатью постами! А что делать - сегодня вечером еще тридцать хайку выйдут из-под пера. И завтра. И послезавтра.

Естественно, я не стригу всех хайдзинов под одну гребенку. Но объясните мне, Бога ради, сколько нужно перелопатить этой пустой породы, чтобы в той же ленте найти что-то стоящее? Ведь есть, есть прекрасные авторы, по-настоящему, с полной отдачей работающие в жанре русских хайку и танка. Некоторых я знаю виртуально и даже лично. Но их постоянно забивают количеством и громкостью, поэтому я так зол. Извините, если кого-то обидел…

Наиболее «заслуженное» сообщество, посвященное хайку, называется «Russian Hokku» ru_hokku. Это одно из самых старых сообществ: дата создания - декабрь 2002 года. Участников 948, читателей 858, записей 3 с лишним тысячи, комментариев без малого 15 тысяч. Нормальная, кстати, была бы пропорция, если не учитывать тот факт, что хитрые хайдзины и в комментарии умудряются вставлять собственные творения - видимо те, что не поместились в основную запись. Или, может, те, что совсем уж стыдно было выставлять на всеобщее обозрение…

Надо отдать должное смотрителю «Russian Hokku» heath: он делает всё возможное, чтобы участники сообщества учились писать настоящие хайку, а не суррогаты. В юзеринфо, помимо строгих требований к оформлению постов и количеству присылаемого материала, сделана попытка ликбеза - приведены ссылки на статьи об основах жанра, перечислены все родственные и дружественные сообщества, указан - большая редкость - электронный адрес самого смотрителя. И, честно говоря, страница «Информация о сообществе» понравилась мне куда больше, чем любая наугад взятая страница ленты. А что касается попавшихся на глаза хайку - больше всего зацепили те три, что победили в конкурсе «Лето-2007» на сайте «Загадочная Япония» и были процитированы в одном из постов. Ну и еще несколько случайно выхваченных из общей массы заставили задуматься или просто улыбнуться.

Сообщество «Русские хайку» ru_haiku я бы назвал младшим братом ru_hokku, особенно если предположить, что «ru_» - это их общая фамилия :+) Создано оно почти на год позже, однако тоже весьма преуспело, и насчитывает на сегодняшний день 506 участников, 476 читателей, 1625 записей и 4083 комментария. Собственно, если бы не разные названия, отличить одно сообщество от другого я бы не взялся - та же концепция, те же проблемы, в значительной мере те же самые авторы, и даже порой одни и те же произведения. В общем, прошу прощения, - компот, разлитый в две банки, потому что в одну он не помещался.

Так получилось, что после знакомства с первыми двумя «братьями», открывая ленту сообщества «Russian Haiku Society» rus_haiku_soc, я уже ничего особо хорошего не ждал. Для начала заглянул в юзеринфо: сообщество существует с июня 2004 года (ага! еще один, младшенький!), 154 участника, 176 читателей, 284 записи и - ого! - 1915 комментариев, то есть соотношение почти 1:7. Для меня это очень важный показатель, который сразу же многое говорит о сообществе и о его внутренней жизни.

Оказывается, в «Russian Haiku Society» принято не столько вывешивать свои творения (для этого и так есть два пристанища), сколько обсуждать текущую хайдзинскую жизнь - конкурсы, вечера, презентации, выступления и т.д. Естественно, свежая, разносторонняя информация вызывает живой отклик заинтересованных в ней людей. Это не значит, что самих хайку в сообществе вообще нет, но их количество не действует на пришедшего угнетающе. Справедливости ради замечу, что разного рода объявления и анонсы встречаются и в ru_hokku, и в ru_haiku, но, тем не менее, складывается впечатление, что туда идут самовыражаться, а в rus_haiku_soc - общаться и говорить о делах. Может быть, это сугубо субъективное мнение, но мне показалось, что в «Russian Haiku Society» более сплоченный и «домашний» коллектив.

Еще одно сообщество любителей русско-японской поэзии называется «Танка» ru_tanka и посвящено стихотворениям из пяти строк, насчитывающим 31 слог (5-7-5-7-7). С мая 2004 года в сообщество записалось 83 участника и 106 читателей, которые общими усилиями разместили 68 записей (хмм… по 0,8 поста на брата) и написали к ним аж 55 комментариев. Своих «гениев» хватает и в этом коллективе, однако приятной неожиданностью была встреча с несколькими удачными, на мой взгляд, танка. А по поводу низкой активности членов сообщества у меня родилась целая теория. Если 17 слогов под силу практически каждому, то досчитать до 31-го (да еще и заполнить «рыбу» словами) способны далеко не все, и в результате в сообщество «Танка» методом естественного отбора проникли только самые продвинутые графоманы, а остальные терроризируют несчастных хайдзинов. Если пойти еще дальше - кто знает, вдруг и сам жанр танка появился в японской поэзии из-за переизбытка желающих (и не умеющих) писать хайку? Ну вроде некоего интеллектуально-художественного ценза, а? :+)

И, наконец, последнее сообщество, о котором нельзя не сказать, поскольку оно реабилитировало в моих глазах все игрища в «русские хайку». Проект «Russian Haiku» russian_haiku объединяет всего четверых участников, но у него полсотни читателей и на двести записей получено 326 комментариев. Поводом для создания сообщества послужила Антология русских хайку и трехстиший, вышедшая, если не ошибаюсь, в прошлом году под редакцией Михаила Бару synthesizer. Так вот, создатели сообщества, о котором идет речь, поставили перед собой цель познакомить с лучшими русскими хайку англоязычного читателя. Каждый пост ленты - это одно произведение из антологии и его перевод на английский язык. Я бы назвал это экспортным вариантом Антологии, причем экспортным во всех отношениях, и в том числе, в отношении качества исполнения. И знаете, читая (по-русски, естественно) хайку разных авторов, собранные и опубликованные Михаилом Бару, я все-таки понял, что этот замечательный жанр - русские хайку - может доставить понимающему читателю массу удовольствия и немалое эстетическое наслаждение.

окончание
Previous post Next post
Up