Мои любимые авторы-9: Светлана ЗАЙЦЕВА

Dec 25, 2006 19:21

.



Я очень признателен Светлане Зайцевой за то, что она освободила меня от обязанностей Шерлока Холмса, честно, без ложного кокетства, написав о себе в начале 2005 года:
«Родилась 35 лет назад в семье советского дипломата. Говорю об этом без снобизма: просто факт биографии. Детство прошло в поездах между Германией и Россией, вернее, между ГДР и Советским Союзом. Сейчас этих стран уже нет... В образовании пошла по пути наименьшего сопротивления: закончила московский иняз. Вышла замуж по большой любви, родила двоих детей - опять же в Германии. Было время, когда мне и сны на немецком снились... Но последние семь лет живу в Москве, хотя Германия нет-нет да и вспомнится. Стихи пишу с 14-ти лет. Есть публикации в разных журналах. В 2004 году издала книжечку своих стихов "Бабочка в храме": маленькую, но удаленькую. Когда-то ездила верхом, сейчас очень люблю фотографировать. В юности мечтала заняться журналистикой, сейчас работаю переводчиком, о чем не жалею. Вот, пожалуй, и всё. Остальное в стихах».

Немецкая школа

Кое-что ты знаешь.
Теперь давай о другом.
Но как равный с равным -
Не девочка-недотрога!

В умной книге прочла:
«По-немецки - только с врагом.
По-французски - с женщиной.
И на латыни - с Богом».

Про немецкий - правда:
Совсем не дамский язык.
Но не мне выбирать:
Биографию делал папа.

По себе стругал
И нежничать не привык:
До сих пор по-русски -
Коряво и косолапо.

Я дружила с рыжей.
Её - за красу волос,
А меня - за пустяк
(Принадлежность к славянской расе)

Мордовали страшно:
Со взрослой злостью, всерьез.
Мы за первой партой
Вместе сидели в классе.

Немцы в «яблочко» лупят,
А русские - в «молоко».
Я дралась, как могла.
Защищала младшего брата.

Разучилась плакать.
Ты думаешь, так легко
Быть в Германии дочкой
Советского дипломата?!

Мать - лишь шмотки да тряпки.
А сказки мне на ночь - он.
И, ответив честно
На детские «вас-ист-дасы»,

Папа жизни учил:
«Улыбайся - первый закон».
Во второй, и в третий, и в сотый раз:
«Улыбайся!»

Худо-бедно умею.
Тому же учу детей -
И ошибки их робкие
С русской тоскою вижу.

Кое-что всё ж усвоила я
С молодых ногтей:
Если бьют - то к брату.
И уважаю рыжих!

Как дуреха,
В чернилах пальцы испачкав свои,
Назубок затвердив
Все неправильные глаголы,

Знаешь, что я любила?
- Ставить точки над i.

И люблю до сих пор.

Немецкая, братец, школа…


Я не сразу расшифровал концовку этого стихотворения. Сначала подумалось: обычная немецкая аккуратность - чтобы над каждым «i» стояла точка. И только лучше узнав Светлану по ее же стихам, понял, о чем речь. Ставить точки над «i» - значит выражать свое мнение прямо, твердо и до конца определенно. Не обходить трудных тем и острых углов. Не врать себе и читателям. Не стремиться выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле. Всё сказанное присуще поэзии Светланы Зайцевой. Ее стихотворения - скорее мужские, без сантиментов, порой жесткие; но в каждом из них за внешней сдержанностью можно различить биение сердца, кипение страстей, радость и отчаяние, нежность и сострадание. Ни в одной строке вы не найдете фальши, зависти, жалости к себе, заигрывания с читателем:

Отмечены красным ошибки мои на полях.
Учитель со мною был честен и спрашивал строго.
И розги, и слезы, и тоненькой палочки взмах -
Все это, приятель, моя непростая дорога.

Из грязи да в князи. И снова - в российскую грязь.
Кому расскажи - никому не покажется мало.
Умею молиться. Но, сколько ни бей, отродясь
Ни фальши, ни лести лукавой во мне не бывало.

Я в тихую гавань от грозных не пряталась бурь
И как плащ-палаткой февральским укроюсь сугробом.
И сколько бровей надо мною, Создатель, ни хмурь,
Меня не исправишь. Поэты - народ твердолобый.

Не дрейфь, старина! Раньше смерти, видать, не помрешь!
Не кличь ее, старую. Явится - не запылится.
Глотни-ка воды да уйми лихорадку и дрожь.
Взгляни, как спокойны собратьев прекрасные лица.

Нам в пасынках или в любимцах не вечно гулять
По милым лугам, что шумят колдовскою травою.
Нет слова могила. Нас теплая примет земля
И как одеялом укроет детей с головою.

Рябина, огонь и архангела шелковый плащ.
И Марс поднимается. Краше не сыщешь соблазна!
Что шрамы и раны? Над нами, дружище, не плачь!
Все наши дороги отмечены правильно - красным.

Светлана Зайцева, как правило, датирует свои стихи. При желании можно увидеть, как с годами растет и развивается ее поэтический талант. На мой взгляд, переломный момент в ее творчестве, скачок вперед приходится на 1994 год. Этот скачок проявился не в росте поэтического мастерства - Светлана успешно справлялась с рифмой и размером и в свои 17 лет. И в ранних ее стихах встречались несомненные удачи и интересные находки, однако мне кажется, что именно с этого момента Светлана Зайцева начинает по-настоящему обретать собственный, узнаваемый в толпе голос. Практически в каждом стихе, написанном с тех пор, проявляется индивидуальность, неповторимость ее взгляда на мир, притягивающая читателя, словно магнит. Наиболее сильная сторона поэзии Светланы - не форма, но содержание: ей всегда есть что сказать. Без этого она просто не берется за перо, и надо заметить, периодов затяжного молчания в ее жизни было немало. Для меня это еще один признак настоящего поэта, следующего принципу «если можешь не писать - не пиши».

К сожалению, здесь невозможно дать ссылки на все стихотворения Светланы Зайцевой, достойные вашего внимания - слишком много создано ею за двадцать лет творчества. Самая полная подборка - более двухсот произведений - находится на Стихи.ру. На портале Рифма.ру представлены произведения Светланы, которые можно рассматривать как ее избранное. Я же хочу привести здесь одно из самых красивых ее стихотворений - Сосна-струна:

Сосна - струна, натянутая на
Большой, как небеса, виолончели.
Сосна молчит. Мелодия слышна,
Но выше, в пол-дыханья, еле-еле.

Нет, не сыскать достойного смычка!
В руках - осколки глиняного слова.
И я молчу с ничтожеством сверчка
Запечного - и нарастает снова

Высокая мелодия сосны
И, чуть помедлив, тает надо мною.
Игра и своеволие струны
Становятся лазурью, тишиною…

И, как смычок - наклонный узкий луч -
От сердца - к небу - по диагонали.
И бьет из-под земли скрипичный ключ,
Звенит родник - и нет земной печали.

Скрипичный ключ - струенье родника.
Мелодия всех титулов превыше.
Летала Бога дерзкая рука
И вензель серебром протяжным вышит.

Что ноты? Щебет зябликов, синиц.
Спустились - и, сверкнув пером, вспорхнули.
Летит по ветру вихрь пустых страниц
В июне золотом или в июле.

Натянута с послушностью струны,
Сосна дрожит, поют смола и хвоя.
И, если мы чего-то лишены,
Всё этим звуком воздано с лихвою.

Пока тебя не спрятали в футляр,
Как инструмент - в старинный алый бархат,
Живи! Не отрекись от этих чар,
Прильни к сосне, как роднику, без страха.

Сомнением себя не обеззвучь.
И тает в небе профиль Бога юный.
И бьет из-под земли скрипичный ключ.
И сосны - как натянутые струны…

Светлана Зайцева, так же, как и многие другие мои герои, не избалована популярностью. Не думаю, что ее поэзия - «на любой вкус». Но если ваши внутренние струны звучат в унисон с ее голосом, если то, о чем она пишет, рождает отклик в душе - стихи Светланы останутся с вами на долгие годы.

Стихи:
Баллада
Сирень
Второй
В вербное воскресенье
Самолетик исчезнет с экрана радаров…
Лейпциг. Собор Святого Петра
Возьму уголек
Натурщица (метаморфозы)
Стихи на папирусе
Любовь
Скоро станет тепло без меня
Целуются на эскалаторе!
О музыке и не только о ней…
Двое
Деревья и дети
Кораблики

Светлана Зайцева:
на Стихи.ру
на Рифме.ру
на ТЕРМИтнике поэзии

об Александре Якунове
Previous post Next post
Up