.
Александр Якунов - личность в какой-то мере загадочная: в Интернете почти нет сведений о его «реальной» жизни. Окольными путями удалось выяснить только то, что он ровесник Алексея Ерошина, живет в Вологодской области, является доцентом кафедры русского языка и общего языкознания Череповецкого государственного университета и, если не ошибаюсь, преподает древнегреческий на первом курсе филфака. Несомненно, языкознание наложило отпечаток на его творчество - в том смысле, что профессиональные филологи редко позволяют себе косноязычие и корявость в поэтических строчках, и Александр - не исключение. Однако, «древнегреческого» содержания в его поэзии вы почти не найдете - она прочно привязана к сегодняшнему дню, к окружающим реалиям и, собственно говоря, к авторскому «я»:
Тайна
Я умею лежать и смотреть на огонь,
на дрожащий бутон свечи.
Я умею молчать, постигая закон
прорастания тайн в ночи.
За околицей сна волхованье звёзд,
пантомима теней тиха.
Ты услышишь деревьев упрямый рост
и пружинистый шаг стиха.
И в невнятице ветра узнаешь мотив,
вспоминаемый с давних пор,
и поймёшь, что неведомой сказкой жив
этот мир под вуалью штор.
Скорлупа этих стен - ненадёжный щит,
как объятье в эпоху льда.
Но прислушайся: тайна в окно стучит
и незримо идёт сюда.
Несмотря на некоторую «таинственность» виртуального образа Александра Якунова (обусловленную, по-видимому, простым нежелание «светиться» без повода), его стихи сами рассказывают об авторе немало интересного. В них практически нет вымышленного «лирического героя» - Александр пишет о себе, пишет от первого лица, подкупая простотой, искренностью и естественностью своих переживаний.
Пожалуй, больше половины творчества Александра Якунова составляют стихи о любви. Надо сказать, что благодаря всеобщей грамотности и свободной публикации на поэтических сайтах, этот жанр в наши дни существенно себя дискредитировал не столько массовостью, сколько банальностью, вторичностью, а зачастую и дилетантским отношением авторов к стихосложению. Сказать свое, особенное слово в любовной поэзии отныне равносильно подвигу - сегодня это сложнее, чем пройти по проволоке над пропастью, не свалившись при этом в штампы, фальшь, перепевы давно написанного или обыкновенную пошлость. Именно поэтому любовная лирика стала в нашем 21-м веке, на мой взгляд, сложнейшим жанром, где настоящего успеха добиваются считанные единицы. И тем более обидно становится, когда откровенно слабые любовные стихи пожинают свой урожай похвал и восторгов, в то время как настоящая лирика Александра Якунова остается почти не замеченной широкими слоями поэтической общественности...
Думаю, я бы очень удивился, если бы узнал, что стихи о любви, написанные Александром, - плод его фантазии. Конечно, проверить это невозможно, и всё же у меня нет никаких сомнений в том, что всё описанное происходило и происходит с ним самим, что ничего в этих стихах не приукрашено. А между тем, их эмоциональный диапазон весьма обширен - от явно эротических вещей до мотивов разлуки и расставания. Приведу здесь, пожалуй, наиболее целомудренное, очень простое и вместе с тем совершенное стихотворение, где любовный мотив только очерчен легким штрихом карандаша:
Морозу
Твой хлеб - узоры на стекле,
резец твой скор и точен.
Но - растворяется в тепле
затейливый листочек.
Мне ж больше нравятся слова -
сцепленья их прочнее.
Они упрямы, как трава,
и дышат вместе с нею.
Когда же точности добьюсь
и стих солью с узором -
в очах любимых растворюсь
под их горячим взором.
Конечно же, в творчестве Александра Якунова есть не только любовные, но и другие, самые разные мотивы. Из больших и малых событий его жизни, сиюминутных или повторяющихся впечатлений постепенно складывается цельный и уникальный мир. Стихи Александра рассказывают нам то, о чем сам он не стал бы писать в автобиографии. Оказывается, автор - походник и альпинист, его любимый город - Питер, а представители кошачьих - его маленькая слабость. Казалось бы, у кого только не встретишь подобных откровений «за жизнь», не претендующих на элитарность. Но…
Честно говоря, я не очень доверяю заезженной цитате: «в поэзии важно не что, а как». По моему мнению, безусловно важным является и то, и другое. Но если говорить о стихах Александра, то это самое «как» заслуживает отдельного внимания, ибо в нем таится секрет особого очарования его бесхитростной, на первый взгляд, лирики. В ней, действительно, много авторского «я», но при этом совершенно нет никакого авторского «эго». В отличие от многих других, «я» Александра Якунова - это не источник, не «светило», но призма, преломляющая окружающую действительность и придающая ей особый цвет, форму и игру теней. И раз уж мы заговорили оптическими терминами, доверительная интонация Александра предполагает обязательное присутствие «зеркала» - понимающего читателя, друга и единомышленника, которому можно, не стесняясь, доверить свои чувства и тайны - и получить ответное движение души.
Удивительно точный слух, чутье на слово и образ - вот признаки, по которым стихи Александра Якунова можно выделить из общего ряда. И пусть его имя не гремит по всему русскоязычному Интернету, я надеюсь, что рано или поздно творчество Александра найдет отклик у тех, читателей, которым близка такая поэзия. Пожелаем ему вдохновения и удачи.
Та, которая шьёт
Та, которая шьёт,
продевает в иголку
вместе с ниткой моё
чувство меры и долга.
Как проворна игла:
то нырнёт, то взлетает,
вот сквозь сердце прошла,
расставанье латая.
На безлюбье и я,
раб страстей, полукровка,
за добычу сойду.
Но замнётся швея,
потеряет сноровку,
охладеет к труду…
© Александр Якунов
Стихи:
Дыханье Сновиденья… Тихий час …без поцелуев твоих… Гребень Не отпускаю Ты ушла, как уходят в хорошем кино… Гончар Диоген Осень… и немножко нервно НИТИ На байдарке Из тьмы на свет… Попутчики Поздно, часу во втором или третьем Александр Якунов:
на Стихи.ру на Рифме.ру на ТЕРМИтнике поэзии об Алексее Ерошине