21.09.2018
По значимости для русской культуры Домотканово нередко сравнивают с Абрамцевом и Талашкином. С 1886 по 1911 гг. здесь гостил и работал Валентин Серов. Усадьба принадлежала его родственнику - мужу двоюродной сестры, художнику-акварелисту Владимиру Дервизу.
Мы прибыли в Домотканово, когда работы по восстановлению усадебного дома еще не были завершены. Только что приведенное в порядок великолепное здание смотрится как нарисованное на компьютере.
Все годы музей Серова располагался в стоящем неподалеку старом доме, которым когда-то владел брат Владимира Дервиза Валериан. Домик одноэтажный, невзрачный, совсем без архитектурных изысков. Тем не менее мы войдем в него с мебельной экскурсией.
Внутри есть на что посмотреть.
Фотографией поделилась Таня.
Сразу выложу козыри.
Из мемориальной домоткановской мебели сохранились только два предмета - этажерка (она меня не тронула) и стул с перекрестием в спинке.
В гладких рейках перекрестия ничего особенного. Вся теплота - в тарелочке с червоточинами.
Среди типологической мебели попадаются очень симпатичные предметы. Например, ренессансный шкафчик.
Корпус украшен плоско-выемчатой резьбой. На высоком, динамично расширяющемся карнизе - ряды розеток.
На тонком основании - звездочки. Боковины словно ажурные. Филенки почти горельефы.
Или вот кресло. Каждая линия в нем, взятая отдельно, по-своему неправильна.
Но если сложить их вместе, то получается красиво и, наверно, удобно.
Еще больше красоты в следующем зале. Здесь доминирует буфет.
На каждой из верхних дверец свой резной сюжет.
Резьба объемная, тонко прорисованная.
То же и в основании.
К сожалению, есть утраты.
Теперь оцените высоту резной короны.
А как вам прячущаяся под этой кучерявостью физиономия с длиннейшими усами? Не буфет - шедевр.
Или стоящий рядом диван с высокой спинкой.
На торцах локотников-валиков объемные львиные морды - задумчивые, будто укутанные в рыхлые чепцы вместо мохнатых грив.
Стилизованная львиная морда и на фронтоне-навершии.
Спинка увенчана полочкой с балюстрадой. По краям парочка львиных особей.
Если взглянуть снизу, то вполне агрессивных.
Обратите внимание на мебельные гвозди. Геометрия их шляпок идеальна.
Оцените, как красива тисненая кожа.
Под стать чудо-дивану и стулья с высокими спинками.
Пара львов, поддерживающих полочку, и одинокий лев на фронтоне. Те же идеи, что и в диване, только пропорционально уменьшенные в размере.
Те же гвозди и тисненая кожа. Чудесный гарнитур.
Сейчас эта мебель, должно быть, уже переехала в восстановленный дом. Покажу его еще раз.
Обращаясь к хозяину имения, Серов писал: «Не знаю, Вольдемар, приносит ли Домотканово тебе доход, мне оно положительно приносит!»
И был прав: лучшие свои картины, среди которых «Девушка, освещенная солнцем», «Заросший пруд. Домотканово», «Октябрь. Домотканово», «Баба в телеге», «Баба с лошадью», другие работы «крестьянского цикла», Серов создал в Домотканове.
Об Абрамцеве, с которым Домотканово сравнивают, рассказ впереди, а сейчас о Талашкине: