Теремок в Талашкине - Флёнове

Jul 09, 2018 21:08

05.11.2016
Продолжаем знакомство с музейным комплексом «Теремок» в Талашкине - Флёнове. Первый объект комплекса - сельскохозяйственную школу - мы уже посетили. На очереди теремок. Его название ассоциируется с русской сказкой и говорит само за себя: перед нами почти волшебный домик - резной, нарядный, расписной.


Снаружи все дышит русским модерном. Внутри все им пропитано.

Осматривая теремок снаружи, думаешь о том, что короткий рассказ о нем следовало бы выстроить в соответствии с хронологией событий. И тогда начинать надо с того, что теремок построен в 1902 году и автор его, Сергей Васильевич Малютин (1859-1937), был приглашен в Талашкино Марией Клавдиевной Тенишевой. В Талашкине Малютин проработал с 1900 по 1903 гг., возглавляя знаменитые талашкинские мастерские.

Но когда заходишь внутрь, то понимаешь, что от хронологического порядка целесообразно отойти, чтобы сначала увидеть старинные (пусть даже послемалютинские) фотографии, а лишь потом - живую мебель и другие предметы (вот теперь уже малютинского периода). Так, двигаясь от плоскости к объему, получаешь более яркие впечатления (кто помнит рассказ из Казани о Фешине, поймет, о чем это я).

Поэтому говорю о том, что в 1903 году, уже после ухода Сергея Васильевича, талашкинские столярные мастерские возглавил Зиновьев Алексей Прокопьевич (1880-1941). А вместе с ним в Талашкино приехал Бекетов Владимир Владимирович (1878-1910), который стал руководить керамической мастерской.

Вот несколько их работ, выполненных в талашкинских мастерских.

Зиновьев А. П.
Табурет на двух колесиках, стул с высокой спинкой, 1900-е гг.


Зиновьев А. П.
Стол, полотенце, 1903-1910-е гг.


Зиновьев А. П.
Вешалка, 1900-е гг.


Бекетов В. В.
Настенный шкафчик, буфет, 1900-е гг.


Бекетов В. В.
Витрина, 1900-е гг.


Не только посещал Талашкино, но жил здесь и работал Николай Константинович Рерих (1874-1947).

Рерих Н. К.
Стул, 1903 г.


Рерих Н. К.
Диван, 1903 г.


Рерих Н. К.
Стол, 1903 г.


Согласитесь: все очень красиво, но, по понятным причинам, восприятие пока что двумерно. И вот сейчас начинается красота, которую можно почувствовать в объеме.

Поднимаемся на второй этаж. Попутно обращаем внимание на детали интерьера, такие как перила,


балясины и


балконную дверь


с резным медведем.


И вот наконец живая мебель работы талашкинских мастеров.

Малютин С. В.
Лавка - укладка для обуви, 1901-1903 гг.


Дверцы могут перемещаться по деревянным направляющим с пазами.


Малютин С. В.
Буфет, 1900-е гг.


Надстройка инкрустирована резной костью.




Малютин С. В.
Стол раздвижной, стулья, 1900-е гг.






В спинках расписные вставки.




Красота даже в таких простых вещах, как раскладка пластин, образующих сиденье. Она циклична.


Малютин С. В.
Столик, 1900-е гг.


Как вам подстолье? Невиданное решение.


В столешнице - вставка из агата.


Малютин С. В.
Сундук-укладка, 1900-е гг.






Малютин С. В.
Кресло, 1900-е гг.


Локотники-лебеди.




Малютин С. В.
Секретер, 1900-е гг.




Зиновьев А. П.
Буфет, 1903-1906 гг.


Инкрустирован речными камнями и ракушками.


Зиновьев А. П.
Стол, 1910 г.


Ту же идею деревянной решетки с резными фигурками в ячейках находим и в рамке для фотографий.

Зиновьев А. П.
Рамка для трех фотографий, 1910 г.


Сундук






Тенишева М. К. (эскиз), Самусева Е. (вышивка, в том числе бисером)
Кресло, 1900-е гг.

Малютин С. В.
Подставка под лампу, 1903-1910 гг. (Москва)




От лампы переходим к нескольким небольшим декоративно-прикладным предметам.

Малютин С. В.
Шкатулка, 1900-е гг.


Малютин С. В.
Шкатулка, 1900-е гг.


Верхний ряд:
Зиновьев А. П.
Рамка, 1903-1910 гг.
Рамка с полкой, 1907 г.

Нижний ряд:
Зиновьев А. П.
Рамка, 1912 г.

Зиновьев А. П., Бекетов В. В., Тенишева М. К.
Плитка «Берендей», 1900-е гг.


Работа еще одного мастера - Мишонова Александра Павловича (1882-1938).

Мишонов А. П.
Кубышка, 1900-е гг.


Как ранее поступил с Николаем Ивановичем Фешиным, причисляю сейчас к лику мебельщиков (в алфавитном порядке):
  • Владимира Владимировича Бекетова,
  • Алексея Прокопьевича Зиновьева,
  • Сергея Васильевича Малютина,
  • Николая Константиновича Рериха и
  • Марию Клавдиевну Тенишеву.
О замечательной совместной работе Малютина и Рериха читайте в следующем посте.

стол, рамка, Теремок, в Смоленск, кубышка, дверь, сундук, Фешин, лавка, витрина, секретер, мебель России, скамья-сундук, шкафчик, кресло, мебель в музее, Бекетов, Тенишева, вешалка, шкатулка, мебель мемориальная, Зиновьев, Малютин, Талашкино, буфет, лампа, Флёново, укладка, табурет, мебель, Рерих, стиль модерн, диван, стул

Previous post Next post
Up