1. Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка». Усадебный дом

Apr 10, 2020 15:06

15.09.2018
На момент нашего посещения «Ивановка« еще не была заповедником, а именовалась музеем-усадьбой. Но в 2019 году стараниями бессменного своего директора Александра Ивановича Ермакова такой статус получила. Нам посчастливилось познакомиться с Александром Ивановичем и даже по особому приглашению посетить его кабинет. Но об этом расскажу в свое время. Сейчас о Рахманинове.

17-летний Сергей приехал в Ивановку в 1890 году - навестить свою тетушку Варвару Александровну Сатину, урожденную Рахманинову, хозяйку имения. Тогда Сергей Васильевич не предполагал, что впоследствии Варвара Александровна станет ему еще и тещей.


Не предполагал он и того, что вы́падет ему бывать в Ивановке на протяжении 27 лет, что будет он проводить здесь весенние и летние месяцы, а потом всю оставшуюся жизнь вспоминать Ивановку с ностальгией.

Спустя много лет, в начале 1970-х годов, в период становления музея, Ирина Александровна Брандт, бывшая гувернанткой у старшей дочери Рахманинова Ирины и летним секретарем Рахманинова по иностранной корреспонденции, поделилась с А. И. Ермаковым своими воспоминаниями о той, «рахманиновской» Ивановке. В одном из писем она, например, сообщала: «Комнаты первого этажа располагались анфиладой. Справа от входа была столовая, за ней гостиная, библиотека» Теперь и мы, следуя рассказу Ирины Александровны, пойдем по усадебному дому - с традиционной мебельной экскурсией.

Прихожая
Как можно понять из писем, прихожая по совместительству выполняла еще и функцию буфетной:

Пищу готовили во флигеле, затем переносили её в дом, где ставили на большом буфете в прихожей, а оттуда уже заносили в столовую, где подавали на стол. <…> Посуда хранилась… в буфете и горке в прихожей…
Сейчас в прихожей нет ни буфета, ни горки. Здесь гнутая напольная вешалка и основательное трюмо.


При всей монументальности рамы ее отделка достаточно тонка.


Столовая
Продолжу цитировать Ирину Александровну:

Первой комнатой в доме из прихожей была столовая. Стены её были окрашены во что-то кремовое… <…> Слева от входа, вдоль стены, стоял большой обеденный стол с такими же большими и тяжёлыми стульями. У стульев были высокие спинки. Стол всегда застилали или белыми, или розовыми скатертями, такого же цвета на стол клались салфетки.
Прямо от входной двери, за столом, стоял высокий, резной шкаф для посуды, а рядом с ним стоял такой же резной, но небольшой шкафчик для посуды.


Мемориального буфета и полубуфета (или, как их называет И. А. Брандт, шкафа и шкафчика для посуды) не сохранилось. Однако у каждого экспоната в Ивановке есть своя история. Например, буфет был подарен кинодокументалистом, оператором Султаном Рашидовым. А полубуфет (или, как его называет А. И. Ермаков, подбуфетник) был обнаружен Тамбовской таможней и попал в музей по распоряжению ее начальника Григория Степановича Петько.

Лежащие на буфете тарелки и блюда сохранились в домах местных жителей. В 1980 году посуда была передана в музей.


Обратим внимание на то, какие у буфета и полубуфета замечательные резные стойки.


Полки повсюду поддерживает нечистая сила.


При помощи головы и одной руки.


Но чтобы не сложилось впечатления, что буфет и полубуфет - близнецы-братья, все-таки обратим внимание на их основания. Конструкция разная, резной декор дверок разный.


«Большой обеденный стол» сохранился благодаря местной жительнице Татьяне Абрамовне (фамилии не знаю). В 1978 году она передала стол в музей. Стулья с плетеными спинками в мощном декоративном обрамлении действительно выглядят «большими и тяжелыми». Навершие спинок в виде фронтона с разрывом. В разрыве - каракатица.


Ломберный столик подлинный. Тоже поступил в музей от жителей Ивановки. Чуть ли не впервые встречаю в конструкции ломберного столика такое количество точеных стоек, соединяющих подстолье с основанием.


Читаем дальше:

В простенке, между окон, стоял чайный столик на колёсиках. Этот столик, по желанию, можно было перекатить и в гостиную, и в прихожую, и в библиотеку. На столике стояли: самовар, чайные принадлежности, вазочка с цветами. <…> Над столиком, в простенке между окон, висело зеркало в деревянной раме.
Зеркало висит.


На подлинном чайном столике (не разглядел, с колесиками он или нет) - кузнецовский сервиз.


Спинки стульев ажурные, прорезные. Живописно перекликаются с изгибами самовара.


Большая фисгармония.


Мемориальное пианино «Раузер и Битепаж» - подарок Александра Ивановича Сатина супруге Эмилии Александровне на день рождения. При разговоре об инструменте главное - разобраться с родством. Речь о деде и бабушке Натальи Александровны Сатиной (в замужестве за Сергеем Васильевичем - Рахманиновой), дочери владельцев Ивановки - Сатиных Александра Александровича и Варвары Александровны (до замужества, как я уже говорил, тоже Рахманиновой).


И. А. Брандт вспоминает:

А освещалась столовая по вечерам лампами и свечами, а когда приезжали гости, то ещё зажигали большую люстру, которая свешивалась с потолка посредине столовой.
Сейчас в столовой висит люстра из московской квартиры Рахманинова. Этим экземпляром и начинаю сорок девятую дюжину люстр и паникадил.


Гостиная
В самой большой из комнат проходили премьеры всех произведений, написанных Рахманиновым в Ивановке (а в Ивановке было создано подавлящее большинство творений композитора). Последний концерт состоялся 16 мая 1917 года. На следующий день Рахманинов покинул Ивановку - навсегда.

В углу рояль «Бехштейн», принадлежавший Надежде Забеле-Врубель, супруге Михаила Врубеля, первой исполнительнице многих романсов Рахманинова. На инструменте играли Рахманинов, Прокофьев, Скрябин.

И. А. Брандт рассказывает о гостиной:

Вся мебель была резной, орехового дерева, обивка мебели была, по-моему, красной или малиновой.
Однако сейчас мы видим другую мебель - преклонного возраста и с удивительной историей. Гарнитуру более 200 лет, и происходит он из родового поместья Рахманиновых Знаменское (расположено примерно в 190 км от Ивановки). После Рахманиновых гарнитуром владел Леонид Утесов. В подтверждение имеется фотография, на которой сидящими на перешедшем к Утесову диване запечатлены Шостакович и Шульженко.
Спинки дивана и кресел высокие, с «ушами» по типу бержеров. У стула спинка разумной высоты. Однако в целом - золоченый и обитый тканью под цвет золота - гарнитур смотрится кучеряво, возможно даже слишком.


На столике - изящнейший граммофон.
Малая фисгармония 1864 года выпуска принадлежала роду Сатиных.


Люстра.


Библиотека
Библиотека завершает парадную анфиладу комнат первого этажа. И библиотека - единственное помещение усадьбы, в дверном проеме которого были восстановлены шторы.

Вот что о библиотеке пишет И. А. Брандт:

У стен стояли массивные старинные шкафы. <…> В центре библиотеки стоял большой стол, у стола большие кресла, на столе - лампа, над столом - керосиновая люстра.
У мебельного гарнитура, состоящего из письменного стола, кресел, стульев и дивана, потрясающая история. Гарнитур был изготовлен для Саввы Мамонтова. У Мамонтова его выкупил Александр Гучков - видный политический и государственный деятель, председатель III Государственной думы, впоследствии член Временного правительства (Гучков был женат на Марии Зилоти, двоюродной сестре Рахманинова. Кстати, брат Марии Александр - выдающийся пианист, ученик Чайковского). После революции мебель оказалась в правительстве, затем в течение долгих лет находилась в кабинете Лазаря Кагановича. Последним владельцем гарнитура стала корпорация «Мосметрострой». Ее директор Геннадий Штерн и передал гарнитур в Ивановку.


Как видим, вся мебель для сидения - диван, стулья, кресла - выполнена с высокими спинками.


Верхняя часть спинок украшена высоким резным фризом: у стульев и кресел - одночастным, у дивана - трехчастным. Сюжеты резьбы везде разные. Карниз-полочка поддерживается резными фигурами, рост которых пропорционален высоте спинок.


Резными вставками, подобными вставкам во фризе дивана, украшены и тумбы письменного стола. По-моему, тумбы на ножках всегда смотрятся очень красиво.


Резной шкаф принадлежал генералу Дмитрию Скалону, дальнему родственнику Рахманинова. Шкаф находился в имении Скалона в Лукино. Какое-то время молодой Рахманинов был увлечен дочерью генерала Скалона Верой, и, похоже, чувства были взаимны.


Кабинет Александра Александровича Сатина
И. А. Брандт подробно описывает кабинет хозяина дома:

Слева от окна стоял огромный стол, на дверцах которого и по бокам были вырезаны волчьи морды. На столе стояла керосиновая лампа с абажуром, шкатулка для бумаг; когда её открывали, она играла вальс Грибоедова. На столе стоял письменный прибор, чайная пара, лежало старинное Евангелие, деловые бумаги Александра Александровича, бюст Льва Николаевича Толстого. У стола стул с плетеной спинкой.
Сейчас письменный стол не огромный, но внушительных размеров.


Морды вырезаны не волчьи, но тоже не из симпатичных.


Кабинетные «мелочи» соответствуют описанию. Стул действительно с плетеной спинкой.


В углу - кожаный диван с высокой спинкой.


Надстройка вполне может выполнять функцию буфета, по крайней мере полки для посуды. Центральная секция с зеркальной задней стенкой, с точеными колонками по бокам, с карнизом. В дверки боковых секций вставлены узкие стеклянные пластины с фацетом. Не диван - красота.


Комната Варвары Аркадьевны Сатиной
Еще несколько фрагментов из письма И. А. Брандт:

Прямо, у стены, стоял туалетный стол Варвары Аркадьевны… красного дерева. На туалете стояли подсвечники, ваза с цветами, в красивой красной раме стоял портрет Александра Александровича. Справа от туалета, на стене, висели фотографии…
Подлинный туалетный столик на месте. Цвет - глубокий махагон.

В углу, у окна, стоял на ножках фотоаппарат. Варвара Аркадьевна была заядлым фотографом. Она ежедневно всех снимала, всех, в прямом смысле слова, сгоняла на съёмки, порой делала это почти в приказном порядке, и никто не смел ей перечить. Но сейчас я считаю, что она была сто раз права, ведь благодаря её увлечению сохранились милые образы людей, которых давно нет.
Фотоаппарат на ножках на месте.

Между окон, в простенке, стоял секретер красного дерева. За этим секретером Варвара Аркадьевна писала письма.
Сейчас в простенке комплект из волнистой березы - диванчик, кресла, овальный стол на центральной ножке.


Однако раскрытый секретер можно найти левее, в углу. Секретер подлинный.


В пространстве следующих двух комнат первого этажа, в которых хозяева размещали гостей, в настоящее время организован концертный зал - мы поднимемся на второй этаж.

Классная комната
Как сообщает сайт музея, «во времена С. В. Рахманинова в этой комнате стояли детские письменные столы для занятий, книжные шкафы с детскими книгами и наглядными пособиями». Сейчас в экспозиции можно увидеть не просто детский письменный стол, но даже целую парту. Стол и скамейка скреплены воедино. Внизу на достаточно большой высоте располагается опорная полочка для ног. Как и положено, крышка наклонная,


откидывается наверх. Справа она удлинена, чтобы локоть пишущей руки не свисал. Наверху встроенная чернильница, пазы для ручек.


А это немая клавиатура. Уникальный экспонат. Как следует из музейной этикетки, клавиатура была «изготовлена для С. В. Рахманинова. С[офья] А[лександровна] Сатина [дочь владельцев Ивановки] подарила клавиатуру М. Лавровскому для передачи Э. Г. Гилельсу. Вдова Гилельса, Фаризет Альмахситовна, выполняя волю мужа, передала клавиатуру Музею-усадьбе С. В. Рахманинова».


Процитирую музыкальную энциклопедию:

Немая клавиатура (нем. stummes Klavier) - аппарат для беззвучной тренировки пальцев пианиста. Представляет собой фп. клавиатуру без звуковоспроизводящего механизма. Объём клавиатуры от 2,5 октавы и более. Возврат клавиши в исходное положение происходит за счёт сопротивления пружины, упирающейся на удлинённый её конец. Н. к. изобретена А. К. Верджилем (США, патент в 1892 г.). Получила широкое распространение в связи с бурным развитием виртуозного исполнительского стиля. Применялась пианистами для поддержания двигательных навыков и пальцевой техники во время переездов или в условиях, исключающих звучание. Современная педагогическая система отвергает использование Н. к. как формальный метод развития техники в отрыве от слухового контроля.
Ну и слава богу, что отвергает. Я вот в детстве, еще до приобретения мне пианино, раскладывал на полу бумажную клавиатуру и играл.

Бильярдная
И. А. Брандт продолжает:

В центре комнаты стоял большой биллиардный стол, над столом висел большой светильник. Слева, на стене, висела полочка с киями, а рядом с ней ещё одна полочка с шарами.
Внушительных размеров бильярдный стол на месте. Полочка, общая для шаров и киев, совмещенная с доской для записи результатов, - в простенке между окнами.


Шары заботливо разложены по порядку номеров.


Еще одно милое наблюдение Ирины Александровны:

Сергей Васильевич играл на биллиарде чаще всего с Александром Александровичем. Играли они после обеда, когда никто не занимался на рояле, или вечером, когда в доме также никого не было. В дождливые дни они почти весь день проводили в биллиардной. Удивительно было смотреть на них. Они почти не разговаривали, но мне всегда казалось, что они блестяще понимают друг друга.
Прекрасный образец тонетовской мебели. Трехместный диван с мягкими вставками в спинке, кресла. На локотниках всех предметов сделаны накладки, чтобы рукам было комфортнее.


В углу у колонны - мягкий гарнитур, расставленный вокруг ломберного столика.


Как вспоминала И. А. Брандт, «все ивановцы любили раскладывать пасьянсы».


Комната Софьи Александровны Сатиной
Софью Александровну все считали чудаковатой: она всерьез увлекалась наукой, изучала биологию, ботанику, выписывала научные журналы, собирала гербарии, разводила растения. Стена с развешенными на ней листами гербария смотрится очень живописно.


У стены кровать. К сожалению, как выглядит ее изголовье, приходится судить только по невысокому изножью. Можно предположить, что на изголовье шпон тоже выложен красивым рисунком. Изголовье декорировано резной короной. Фиал справа явно новодельный: его даже не затонировали.


И. А. Брандт в своих воспоминаниях предстает очень наблюдательным человеком:

Слева от двери, ведущей на веранду, стоял большой зеркальный платяной шкаф. Софья Александровна очень сердилась на этот шкаф и просила Варвару Аркадьевну убрать шкаф из комнаты, но Варвара Аркадьевна не разрешала убирать шкаф. Ещё один предмет, на мой взгляд, совершенно ненужный хозяйке комнаты - туалетный стол. Справа от двери, ведущей на веранду, между окном и балконной дверью, стоял громоздкий, старинный туалетный столик. По-моему, Софья Александровна никогда им не пользовалась, на столике всегда стояли стеклянные банки с препарированными лягушками и лежали книги и собранные ею гербарии. <…> У окна, вплотную к туалету, стоял большой письменный стол, скорее мужской, чем дамский. На столе лежали стопки книг, стоял микроскоп, какие-то папки с бумагами, ящички, папки с гербариями.
Похоже, что шкаф и туалетный стол - от одного комплекта: сопоставим форму карнизов, увенчанных балюстрадой, сравним очертания зеркальных полотен. Туалетный стол поражает своими размерами. Его основание выглядит как настоящий двухтумбовый письменный стол. На всю его ширину - надстройка с ящичками. Зеркало в великолепном барочном, почти архитектурном обрамлении.


Да, можно согласиться: письменные столы (оба) скорее мужские, чем дамские: двухтумбовые, на пухлых ножках-балясинах, с просторными рабочими поверхностями.


Комната Саши Сатина
Младший Александр Александрович Сатин был талантливым молодым человеком одних лет с Сергеем Рахманиновым. К несчастью для семьи, в 23 года Саши не стало.
В его комнате обратим внимание на тонетовский комплект из диванчика и стульев. Гнутые арки спинок дополнительно украшены плоскими резными накладками.


Кабинет-музей Юрия Павловича Рахманинова
Музей в музее посвящен прославленному внучатому племяннику Сергея Васильевича Рахманинова. Юрий Павлович возглавлял компанию «Трансинжстрой». Стол, кресло, шкафы из рабочего кабинета Юрия Павловича в «Трансинжстрое», его личные вещи перенесены в Ивановку не случайно.


Дело в том, что «с 1981 года Ю. П. Рахманинов принимал участие в создании, становлении и развитии Музея-усадьбы С. В. Рахманинова "Ивановка". Только благодаря Ю. П. Рахманинову в Ивановке воссоздан усадебный дом, созданы мемориальные экспозиции дома, осуществлен ремонт флигеля, сооружения гаража и фондохранилища, работы по воссозданию китайской беседки».

Мысленно поблагодарим Юрия Павловича, еще раз взглянем на воссозданный его стараниями огромный усадебный дом и прогуляемся по старинному парку.


Здесь уместно привести слова Сергея Васильевича, сказанные им после отъезда за границу:

Живя в России, я постоянно стремился в Ивановку. Положа руку на сердце должен сказать, что и доныне туда стремлюсь.
Впереди еще рассказ о рахманиновском флигеле и о том, как мы стали гостями директора музея.

Источники информации:
- сайт Музея-заповедника С. В. Рахманинова «Ивановка»
- аудиоэкскурсия директора музея А. И. Ермакова на сайте izi.travel

диван с высокой спинкой, стол, столик чайный, кресло с высокой спинкой, парта школьная, секретер, Ивановка, свет, трюмо, столик туалетный, кресло, мебель в музее, полочка бильярдная, Мамонтов, из Анапы, стол письменный, Каганович, вешалка, граммофон, полубуфет, столик, мебель мемориальная, столик ломберный, буфет, Рахманинов, зеркало, мебель, стул с высокой спинкой, пианино, бильярд, фисгармония, мебель Тонета, люстра, диван, кровать, шкаф, рояль, Утесов, стул

Previous post Next post
Up